Регулятор для гидроэлектрического агрегата
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Класс 21с, 65„
СССР № 70906
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ г
Г. М. Нейфах
Регулятор для гидроэлектрического а
Заявлено 7 апреля 1944 года в Народный комиссариат минометного вооружения СССР за № 50295 (332155) Опубликовано 29 февраля 1948 года
Предметом изобретения является регулятор для гидроэлектрического агрегата.
На фиг. 1 изображена принципиальная электрическая схема регулятора, выполненная согласно изобретению, на фиг. 2 — релейная схема управления и на фиг. 3 — видоизменение принципиальной схемы регулятора при использовании лишь одного реле.
Для привода золотника серводвигатель направляющего аппарата турбины применен включенный в цепь гидрогенератора 1 через трансформатор 2 моментный электродвигатель 3 типа короткозамкнутой асинхронной машины с двумя трехфазными обмотками 4 и 5 на статоре, в цепь одной из которых включена система конденсаторов б, а в цепь другой— регулируемый дроссель 7 с тем, чтобы при изменении частоты тока гидрогенератора моментный двигатель вызывал перестановку направляющего М1парата.
Согласно изобретению, с целью перевода генератора из генераторного режима в компенсаторный и обратно (в частности, для автоматического перевода в генераторный режим при понижении частоты), последовательно с дросселем 7 включено сопротивление 8, шунтируемое контактами переключателя управления или органа, реагирующего на изменение частоты тока генератора (например, контактами промежуточного реле, включаемого реле частоты, или контактами на валу моментного двигателя).
Указанное сопротивление в цепи дросселя может иметь отдельные секции для ступенчатого шунтирования его указанными контактами (в частности, с помощью реле времени).
Ось 9 моментного двигателя механически соединена с золотником серводвигателя направляющего аппарата турбины.
Дроссель и конденсаторы рассчитаны таким образом, что падающее на них напряжение значительно превышает напряжение на обмотках статора. Последние создают два момента вращения, направленные навстречу друг другу и зависящие от частоты таким образом, что когда при изменении частоты сила тока в одной из
149
М 70906
r — 4 обмоток увеличивается, в другой обмотке она уменьшается.
Под действием разности моментов ротор М моментного двигателя поворачивается в ту или иную сторону и управляет золотником серводвигателя регулятора.
Для перемещения регулировочной характеристики параллельно самой себе (что соответствует изменению нагрузки машины) надо повернуть статор дросселя, что осуществляется дистанционно электродвигателем регулирования оборотов; при этом должно измениться индуктивное сопротивление.
Чтобы перевести гидроагрегат в компенсаторный режим, необходимо закрыть направляющий аппарат турбины. Предполагается, что клапан срыва вакуума механически или электрически связан с направляющим аппаратом.
В цепь обмотки 5 моментного двигателя, в которую включен дроссель, включается также добавочное индуктивное сопротивление 8. В результате ротор 3 повернется для закрытия направляющего аппарата, как и в случае повышения частоты.
Для изменения момента вращения моментн ого двигателя достаточно включить сопротивление 8 только в одну фазу, Однако сопротивление может быть включено в две и три фазы.
Добавочное индуктивное сопротивление 8 может быть введено путем размыкания контакта переключателя управления ПУ (фиг. 1), Для обратного перевода в генераторный режим нужно шунтировать введенное добавочное сопротивление. Тогда регулятор откроет направляющий аппарат и машина примет ту нагрузку, которая была до перевода на компенсаторную работу, или же соответствующую перестановке статора дросселя.
Можно легко осуществить переход машины в генераторный режим автоматически — при снижении частоты.
С этой целью можно использовать реле частоты РЧ, которое своими контактами (фиг. 2) замыкает цепь реле времени РВ, последнее же включает промежуточное реле РП, кото150 рое самоблокируется и своими контактами (фиг. 1) шунтирует сопротивление 8. Реле времени может быть использовано также для включения сигнальной лампы Л (фиг. 2).
На фиг. 1, 2 и 3 трем ступеням соответствуют контакты переключателя управления ПУ1, ПУ2 и ПУЗ, реле времени РВ1, РВ2, РВЗ и промежуточное реле РП1, РП2, РПЗ.
Контакты ПУ4 и ПУ5 также принадлежат переключателю управления.
Реле частоты РЧ включает реле времени РВ1. Последнее замыканием своего контакта оживляет промежуточное реле РП1, которое самоблокируется, Один контакт РП1 шунтирует часть добавочного сопротивления 8 в цепи дросселя и агрегат принимает на себя небольшую нагрузку.
Одновременно с включением реле
РП1 оживляется реле времени РВ2, которое включает промежуточное реле РП2 и реле времени РВЗ.
Контакт РП2 шунтирует вторую часть сопротивления 8, вследствие чего нагрузка машины увеличивается.
Реле РВЗ включает промежуточное реле РПЗ, контакт которого шунтирует последнюю часть сопротивления 8.
С целью упрощения регулятора для постепенного и плавного переключения секций сопротивления 8, вместо релейной схемы по фиг. 2 может быть применено одно реле времени электромагнитного или другого типа. В этом случае ползунок 10 переключателя секций сопротивления 8 (фиг. 3) пристраивается к валику часового механизма маятникового реле времени или соответственно к раме планетарного механизма реле времени.
Таким образом предлагаемое устройство осуществляет перевод гидроагрегата в компенсаторный режим и из компенсаторного в генераторный, а также автоматический прием нагрузки в случае снижения частоты.
Предмет изобретения
1. Регулятор для гидроэлектрического агрегата, в котором для прил" 70906
Фиг. 1
Фиг. 3
Фиг. 2 вода золотника серводвигателя направляющего аппарата турбины применен моментный двигатель типа коротко-замкнутой асинхронной машины с двумя обмотками на статоре, в цепь одной из которых включена система конденсатора, а в цепь другой— регулируемый дроссель, с тем, чтобы при изменении частоты тока генератора моментный двигатель вызывал перестановку направляющего аппарата, отличающийся тем,что с целью перевода генератора из генераторного режима в компенсаторный и обратно, в частности для автоматического перевода в генераторный
Отв. редактор М. М. Акншнн режим при понижении частоты, последовательно с дросселем включено сопротивление, шунтируемое контактамипереключателя управления или органа, реагирующего на изменение частоты тока генератора (например, контактами промежуточного реле, включаемого реле частоты, или контактами на валу моментного двигателя).
2. Форма выполнения регулятора по п. 1, отличающаяся тем, что сопротивление в цепи дросселя сделано секционированным для ступенчатого шунтирования его указанными контактами (в частности с помощью реле времени).
Редактор И. К. Короленко
151