Соединительная головка пневматической системы транспортного средства
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Союз Советских
Социапистических
Республик р >709431 (61) Дополнительное к авт, свид-ву— (22} Заявлено 150274 (21) 1996366/27-11 (51)М. Кд.
В 60 Т 17/04 с присоединенИеч заявки М2Государственный комитет
СССР по делам изобретений и открытий (23) Приоритет
Опубликовано 150180 Бюллетень М 2
Дата опубликования описания 180180 (53) УДК 629. 113-592, . 55 (088,8) (72) Авторы изобретения
М. И. Дронин и А, В. Дуденко (71) Заявитель
Полтавский автоагрегатный завод коммунистического труда (54) СОЕДИНИТЕЛЬНАЯ ГОЛОВКА
ПНЕВМАТИЧЕС КОИ С ИС ТЕМЫ
ТРАНСПОРТНОГО С РЕДСТВА
Изобретение относится к области автомобилестроения и может быть использовано как соединительный элемент в пневмосистеме автопоеэда.
Известна соеди нительная голов ка пневматической системы транспортного средства, содержащая корпус с закрепленным уплотнительным кольцом, обраэуки им выходное отверстие проходного канала корпуса, и двухступенчатый полый подпружиненный клапан, размещенный в корпусе с воэможностью взаимодействия торцом большей ступени с уплотнительным кольцом и установленный меньшей ступенью в направляющей, закрепленной в корпусе, при этом упомянутый клапан имеет толкающую часть, расположенную в выходном отверстии, а его полость сообщена с атмосферой (1) .
Это устройство является наиболее близким к изобретению и предназначено для установки в однопроводном пневматическом приводе тормозов прицепа.
В известной конструкции головки в направляющей выполнено отверстие, соединяющее полость клапана с атмосферой, а сопряженные поверхности корпуса, клапана и направляющей уплотнены.
Низкая долговечность и ненадежность уплотнения большей ступени клапана в цилиндрической направляющей корпуса объясняются тем, что запирающее кольцо перемещается по цилиндрической направляющей с продольными углубленными пазами и быстро изнашивается, особенно в зоне сопряжения поверхности пазов со сплошной цилиндрической направляющей корпуса.
При открытии клапана (воздействие толкающего штифта головки прицепа) уплотнительное кольцо перемещается из зоны сплошной цилиндрической направляющей в зону пазов и под действием упругих сил расправляется, заполняя часть объема пазов, а при закрытии клапана уплотнительное кольцо сжимается, вью ходя из зоны пазов в зону сплошной цилиндрической направляющей, и интенсивно изнашивается об острые кромки пазов.
Неудовлетворительные динамические характеристики головки определяются тем, что при ее соединении с головкой прицепа клапан первоначально незначительно приоткрывается толкающим штифтом головки прицепа, а затем перемещается в крайнее нижн е положение под действием давления воздуха
709431 по площади меньшей ступени клапана.
Поэтому, в зависимости от величины подводимого давления воздуха будет изменяться пергмещение клапана, а следовательно, и величина проходного сечения.
Установ ка данной соединительной головки в однопроводном приводе прицепа, работающем на принципе падения давления воздуха в соединительной магистрали, требует обеспечения ею постоянного, достаточного проходного сечения воздуху при подаче давления воздуха в соединительную магистраль и, тем более, при понижении давления воздуха в соединительной магистрали. Это объясняется тем, что время падения давления воздуха от
Рщд до нуля в 1,5 — 2 раза больше времени нарастания давления воздуха от 0 до Рщд, что влияет на эффективность торможения автопоезда. 2О
Известная головка имеет нестабильное проходное сечение, которое уменьшается с падением давления воздуха, Целью изобретения является улучшение динамических характеристик и повышение надежности.
Цель достигается тем, что в предлагаемой головке корпус выполнен с центральным выступом в проходном канале, а полость клапана разобщена от проходного канала манжетой, закрепленной на укаэанном выступе, причем толкающая часть клапана образована меньшей ступенью и в ней выполнено отверстие, сообщающее полость клапа- З на с атмосферой, а направляющая закреплена в корпусе на центральном выступе.
На чертеже изображена соединительная головка, разрез.
В корпусе 1 закреплено поджимной гайкой 2 уплотнительное кольцо 3, выполненное с седлом 4 для большей ступени 5 двухступенчатого клапана 6, В проходном канале 7 корпуса 1 выполнен центральный выступ 8, на ци- 4$ линдрической поверхности которого установлена уплотнительная манже-.а 9, закрепленная поджимной 10 и упорной
11 шайбами. Упорная шайба 11 прижата к торцу выступа 8 направляющей 12 меньшей ступени 13 клапана 6, Меньшей ступенью 13 образована толкающая часть 14 для взаимодействия со штифтом головки прицепа (на чертеже не показана), которая расположена в выходном отверстии 15 проходного канала 7, Пружина 16 обеспечивает взаимодействие торца большей ступени
5 с седлом 4 уплотнительного кольца
3. Полость 17 клапана 6 сообщена с атмосферой отверстием 18, выполненным в толкающей части 14. Крышка 19 защищает внутренние части головки от попадания пыли и влаги. Канал 7 подключен к питающей или управляющей магистрали тягача. б5
Соединительная головка работает следующим образом. Сжатый воздух из ресиверов тягача через аппараты управления тормозами прицепа (тормозной кран с секцией обратного действия или кран прицепа) подводится в канал 7 головки и воздействует на клапан 6, уплотнительное кольцо 3 и манжету 9.
Усилие сжатого воздуха на манжете 9 передается только на выступ 8 корпуса 1 через шайбу 11. Поэтому клапан 6 разгружается и прижимается к седлу 4 уплотнительного кольца 3 только под действием усилия пружины 16, так как полость 17 клапана 6 разобщена манжетой 9 от проходного канала 7 и сообщена с атмосферой.
При сцепке тягача с прицепом поворачивается крышка 19, и головка тягача соединяется с головкой прицепа типа Б ГОСТ 4365"67, центральный штифт которой центрируется в отверстии 18 толкающей части 14 клапана 6, отрывает торец большей ступени 5 от седла 4 уплотнительного кольца 3 и обеспечивает поступление сжатого воз— духа из тормозной системы тягача в тормозную систему прицепа. Одновременно сжатый воздух заходит в полость
17 клапана 6 через отверстие 18.
При торможении автопоезда сжатый воздух иэ соединительной магистрали прицепа проходит через зазор между торцом большей ступени 5 клапана 6 и седлом 4 уплотнительного кольца 3, а также через полость 17, то есть через отверстие 1 8, лепестки манжеты 9, канал 7 и дальше через командные аппараты в атмосферу.
При соединении предлагаемой головки с головкой прицепа внутренняя полость клапана разобщается от атмосферы и испытвает давление воздуха иэ соединительной магистрали, Клапан 6 нолностью раэгружается, и упорный штифт головки прицепа удерживает клапан на постоянном, необходимом расстоянии между торцом большей ступени 5 и уплотнительным кольцом 3, преодолевая усилие только пружины 16.
Так как соединительная головка имеет одну уплотнительную неподвижную манжету 9, взаимодействующую со сплошной цилиндрической поверхностью клапана 6 и на нее не попадает пыль, грязь, то головка обеспечивает большую долговечность и надежность по, сравнению с известной, а выпуск воздуха при торможении одновременно через зазор по торцу клапана и лепестки манжеты улучшает динамические характеристики головки.
Формула изобретения
Соединительная головка пневматической системы транспортного средства, содержащая корпус с закрепленным уплотнительным кольцом, образукщим
709431
Составитель В. Чернов
Редактор Л.Батанова Техред Н.Бабурка
Корректор Ю, Макаренко
Заказ 8672/21 Тираж 763
ЦНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытиЯ
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Подписное
Филиал ППП Патент, r.Óæãoðoä, ул.Проектная, 4 выходное отверстие проходного канала корпуса, и двухступенчатый полый подпружиненный клапан, размещенный в корпусе с возможностью взаимодействия торцом большей ступени с уплотнительным кольцом и установленный меньшей ступенью в направляющей, закрепленной в корпусе, при этом упомянутый клапан имеет толкающую часть, .расположенную в выходном отверстии, а его полость сообщена с атмосферой, отличающаяся тем, что, с целью улучшения динамических характеристик и повыьиния надежности, корпус выполнен с центральным выступом,„ в проходном канале, а полость клапана разобщена от проходного канала манжетой, закрепленной на указанном выступе, причем толкающая часть кла5 пана образована меньшей ступенью и в ней выполнено отверстие, сообщающее полость клапана с атмосферой, а направляющая закреплена в корпусе на центральном выступе.
10 Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Патент CIIjA Р 3554230, кл. 137/614.04, 1971 (прототип)