Уравновешивающий механизм опрокидываемого узла транспортного средства
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Союз Советскнк
Социвпнстнч вскнк республик
709450 (6I ) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 03.08.76 (21) 2392659/27-) 1
М. Кл.
В 62 Р 33/06
В 60 P l/12 с присоединением заявки ь&
1Ъоудорстеонный кмнтет (23) Приоритет
Опубликовано 15.01 80 Бюллетень,% 2 ао лолам нзобретеннй н открытий
УДК
6" 9.! 14,3 (088.8) Дата опубликования описания 18.01.80 (72) Автори изобретения
И. В. Каноник, А. Н. Оборотов и M Н. Гурский (71) Заявитель (54) УРАВНОВЕ111ИВАЮЩИЙ МЕХАНИЗМ ОПРОЕ<ИДЬВАЕМОГО
УЗЛА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА
Изобретение относится к области автомобилестроения и может быть использовано для
1 грузовых автомобилей и тягачей с опрокидываемой кабиной.
Известен уравновешивающий механизм опрокидываемой кабины транспортного средства, 5 содержащий торсионный вал, один конец которого закреплен неподвижно, а другой конец установлен поворотно в кронштейне и соединен с кабиной рычагом (1l .
Однако известный уравновешивающий механизм не может размещаться на транспортном средстве с узкой тяжелой кабиной из-за большой длины торсионного вала.
Известен и другой уравновешивающий ме15 ханизм опрокидываемого узла транспортного средства, преимущественно кабины, содержащий упругий элемент, пару контактирующих зубчатых секторов, один из которых связан с узлом (2).
Недостатком известного уравновешивающего механизма является его нетехнологичность, обусловленная большим диаметром прутка для навивки пружины.
Цель изобретения — повышение технологичности уравновешивающего механизма.
Для этого упругий элемент выполнен в виде торсионного вала и связан со вторым зубчатым сектором, при этом целительные диаметры зубчатых секторов выполнены в соотношении
d2/di =. 0/Г/ - J где d> — делительный диаметр зубчатого сектора, связанного с опрокидываемым узлом; — делительный диаметр зубчатого сектора, связанного с торсионным валом; — длина торсионного вала; — коэффициент, определяемый параметрами опрокидываемого узла и механическими характеристиками торсионного вала.
На фиг. 1 изображен уравновешивающий механизм, вид сбоку: на фиг. 2 — то же, вид спереди.
Уравновешивающий механизм содержит торсионный в;л 1, установленный неподвиж709450
d< ъ
Q g 3 2
3 но в кронштейне 2 и поворотно в корпусе 3, закрепленных на раме 4. На валу 1 закреплен большой зубчатый сектор 5, находящийся в зацеплении с малым зубчатым сектором 6.
Сектор 6 жестко связан с рычагом 7 и установлен поворотно на оси 8 опрокидывания кабины 9. Рычаг 7 связан с кабиной 9 посредством регулировочного элемента 10, установленного поворотно на осях 11 и 12, На корпусе 3 и рычаге 7 закреплен защитный чехол
13, предохраняющий попадание в корпус 3 пыли и влаги.
Соотношение делительных диаметров dq/dq большого зубчатого сектора 5 и малого зубчатого сектора 6 подчинено выражению d>/d> =
=ф/Р, в котором величина г, равна длине вала 1, а коэффициент Р ооппррееддеелляяееттссяя, исходя из весовых и размерных параметров кабины 9 и механических характеристик вала 1 согласно выражению 5 ц щ Д.д
@op, где М, М вЂ” крутящий момент, создаваемый силой тяжести кабины 9 соответственно в нижнем и верх-. нем положении; а — угол опрокидывания кабины 9; (V ) — допускаемое касательное напря.жение вала 1;
6 — модуль упругости вала 1.
Механизм работает следующим образом, При подъеме кабины 9 вал 1 раскручивается и вращает большой зубчатый сектор 5 и находящийся с ним в зацеплении малый зубчатый сектор 6, который поворачивает ры-. чаг 7 и кабину 9 вокруг оси 8. При опускании кабины 9 вращение перечисленных элементов происходит в обратном направлении, при этом вал 1 закручивается, воспринимая на себя крутящий момент, создаваемый силой тяжести кабины 9.
Выполнение упругого элемента в виде тор. сиониого вала, а делительных диаметров зубчатых секторов в соотношении d>!d,= 3/E/ позволяет повысить технологичность уравновешивающего механизма, а также уменьшить его размеры и вес.
Формула изобретения
Уравновешивающий механизм опрокидываемого узла транспортного средства, преимущественно кабины, содержащий упругий элемент, пару контактирующих зубчатых секторов, 15 один из которых связан с узлом, о т л и ч аю шийся тем, что, с целью повышения его технологичности, упругий элемент выполнен в виде торсионного вала и связан со вторым зубчатым сектором, при этом дели20 тельные диаметры зубчатых секторов выполнены в соотношении
25 где d — делительный диаметр зубчатого сектора, связанного с опрокидываемым узлом;
dq — делительный диаметр зубчатого сектора, связанного с торсибнным валом; — длина торсионного вала; — коэффициент, определяемый параметрами опрокидываемого узла и механическими характеристиками торсионного вала.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Патент Франции Р 2097332, кл. В 62 D 33/00, 40 1972.
2. Авторское свидетельство СССР Р 106534, кл. В 62 0 33/04, 1956 (прототип).