Рабочее колесо турбомашины
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. саид-ву (22) Заявлено 300778 (21) 2643532/24-06 с присоединением заявки № (23) Приоритет
Союз Советских
Социалистических
Республик
< о 709821 (51)М. Кл.
F 01 D 5/08
Государствеииый комитет
СССР оо деяам изобретений и открытий (53) УДК621. 438-226 (088.8) Опубликовано 150180. Бюллетень ¹ 2
Дата опубликования описания 1501.80 (72) Авторы изобретения
Д.И.Мариев и В.Н.Хомиченко
Всесоюзный дважды ордена Трудового Красного Знамени теплотехнический научно-исследовательский институт им. Ф. Э. Дз еряинс кого (71) Заявитель (54) РАБОЧЕЕ КОЛЕСО ТуРБОМАЦИИЫ
Изобретение относится к области турбостроения и может найти широкое применение в высокотемпературных газовых турбинах с жидкостным охлаждением. 5
Известно рабочее колесо, содержащее охлаждаемые лопатки, укрепленные в диске путем осевой эаводки их хвостовиков обычного елочного типа и подачей охлаждающей жидкости из диска в лопатки с помощью отдельных гибких штуцеров, предназначенных для обеспечения плотности жидкостного тракта только при вращении ротора центробежными силами (1) . 15
Т акое р абочее колесо н едост аточно надежно, так как исключена воэможность проверки плотности жидкостного тракта в стационарных условиях.
Известно. также рабочее колесо 20 турбомашины, являющееся наиболее близким по технической сущности к предложенному ° Оно содержит охлаждаемые лопатки с каналами, хвостовики которых имеют выступы и впадины, раэ-25 деленные плоской поверхностью, выполненные в вертикальной плоскости и. сопряженные с ответными выступами, впадинами и плоской поверхностью диска (2). 30
Однако и такое выполнение рабочего колеса не позволяет повысить надежность всей системы.
Целью изобретения является повышение надежности путем уменьшения утечек охлаждающего агента.
Это достигается тем, что в предложенном колесе в диске выполнены каналы,а последний и хвостовики в зоне плоских поверхностей соединены посредством крепежных элементов, причем упомянутые поверхности имеют сФерические участки с отверстиями, и каналы лопаток и диска сообщены между собой через последние, На чертеже схематически изображено предложенное рабочее колесо, продольный разрез.
Рабочее колесо содержит охлаждаемые лопатки 1 с каналами 2, хвостовики 3 которых имеют выступы 4 и впадины 5, разделенные плоской поверхностью 6 и выполненные в вертикальной плоскости и сопряженные с ответными выступами 7,. впадинами 8 и плоской поверхностью 9 диска 10, в котором выполнены каналы 11. Диск 10 и хвостовики 3 лопаток. 1 в зоне плоских поверхностей 6 и 9 соединены посредством крепежных элементов, например
709821
Ю
9 !
12
Тираж 583
Подписное
ЦНИИПИ Заказ 10049/5
Филиал ППП Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4 болтов 12. Плоские поверхности 6 и 9 имеют сферические участки 13 и
14 с отверстиями 15 и 16, сообщающие между собой каналы 2 лопаток 1 и каналы 11 диска 10, При работе охлаждающий агент, например вода, по каналам 11 и 2 поступает в лопатку, охлаждает ее и под действием центробежных сил нагретая возвращается по этим же каналам в обратном направлении в диск и сбор- )g ную камеру, При выполнении нескольких групп каналов подвод и отвод охлаждающего агента может быть выполнен отдельно. Утечки охлаждающего агента в этом случае минимальны, поскольку плотность всей системы создается путем притяжения сферических поверхностей с помощью болтов, что позволяет получать достаточную плотность как в стационарных условиях, так и при работе турбины.
Формула изобретения
Рабочее колесо турбомашины, содержащее охлаждэемые лопатки с каналами, хвостовики которых имеют выступы и впадины, разделенные плоской поверхностью, выполненные в вертикальной плоскости и сопряженные с ответными выступами, впадинами и плоской поверхностью диска, о т л и ч а ю— щ е е с я тем, что, с целью повышения надежности путем уменьшения утечек охлаждающего агента, в диске выполнены каналы, а последний и хвостовики в зоне плоских поверхностей соединены посредством крепежных элементов, причем упомянутые поверхности имеют сферические участкч с отверстиями, и каналы лопаток и диска сообщены между собой через последние.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР
9 374437, кл. Р 01 D 5/08, 1969..
2, Патент Швейцарии Р 1 159 36, кл, 14с, 11/02, 1946.