Шаровой кран

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Советскин

Социалистическик

Республик

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ 709882 (61) Дополнительное к авт. синд-ву (5l)M. Кл. (22) Заявлено 26.06.78(21) 2632324/25-08 с присоединением заявки РЙ (23) Приоритет

Опубликовано 15,01.80. Бюллетень. Ля 2

Дата опубликования описания 15 0) 80

F 16 К 5/20

Геоударстеенный комитет

СССР ао данам изобретений н отерытнй (53) УДК 621. ,646 (088.8) В. П. Ахи и О. H. Хайлов (72) Авторы изобретения (71) Заявитель (54) ШАРОВОЙ КРАН пробкой (2).

Изобретение относится к области арматуростроения и может использоваться для перекрытия трубопроводов большого диаметра.

Известны шаровые краны с принудитель- но подвижными седлами (1).

Известен также шаровой кран, в корпусе которого размещены поворотная шаровая пробка и подвижное седло с механизмом поджатия в виде поворотной оси с укрепленными на ее концах кулачками10 эксцентриками, взаимодействующими с седлом и толкателем, жестко связанным с

Недостатком этого крана является то, что механизм поджатия седла не обеспечивает своевременного отвода его от пробки при открытии крана, что приводит к увеличению необходимой мощности привода, 20 а также повьниает износ уплотнительной поверхности пробки и седла.

1!ель изобретения — повышение надежнос. ти и удобства регулировки в процессе эксплуатации за счет принудительного отвода седла от пробки при открытии крана.

Это достигается тем, что в предлагаемом кране на поворотной оси *нтарнирно укреплено коромысло, на одном конце которого установлен регулируемый угловой упор, взаимодействующий с толкателем, а на другом — ролик, причем корпус снабжен направляющей, с которой взаимодействует указанный ролик..На фиг. 1 представлен описываемый кран в закрытом положении, продольный разрез; на фиг. 2 — поперечный разрез по рычагам поджатия седла к шару в конце хода на закрытие; на фиг. 3 — поперечный разрез по рычагам поджатия седла к шару в закрытом положении крана. .. Узел поджатия седла к шару в шаровом кране состоит из толкателя 1, размещеннс го на оси шара 2, кулачка 3, размещенного на оси 4, которая имеет возможность герчеттлчески поворачиваться в отверстии, выполненном в корпусе 5 крана, кулачка

7098

6 укрепленного на нижнем конце оси 4 и взаимодействующего с седлом 7.

С кулачком 3 (фиг. 2) жестко соединен кронштейн 8, на котором при помощи оси 9 шарнирно укреплено коромысло

10. На одном конце коромысла 10 установлен угловой регулируемый упор 11, на другом — ролик 12, прижимаемый пру жиной 13 к наклонной направляющей 14, жестко укрепленной на корпусе 5. о

Кулачок 3 снабжен регулируемым упором 15, В седле 7 выполнен паз 16, в котором перемещается кулачок 6. Между торцовой поверхностью седла 7 и корпусом

5 размещены цилиндрические стержни 17, 15 обеспечивающие поджатие седла к пробке при закрытии крана.

Срабатывание узла поджатия седел происходят следующим образом.

При повороте приводом пробки-шара 20

2 на закрытие толкатель 1 (фиг. 2) в кон« це поворота контактирует с регулируемым упором 15 кулачка 3. Кулачок 3 поворачивает ось 4 (фиг. 1), которая своим ниж ним торном перемещает кулачок 6 в пазу 16 седла 7. Перемещение ползуна по дуге вызывает поворот седла 7 вокруг собственной оси и поджатие к шару 2 за счет разворота цилиндрических стержней

17 в положение, соосное магистральной оси крана. Одновременно в конце хода на закрытие (фиг. 2) ролик 12 коромысла

10 наталкивается на наклонную поверхность направляющей 14 и перемещается по ней вверх, опуская, при этом упор 11 вниз, Когда поворот пробки-шара 2 на закрытие закончится (фиг. 3), упор 11 будет находиться перед толкателем 1 и на одном с ним уровне.

При обратном повороте (ход на откры40 тие) толкатель 1 сразу же будет перемещать коромысло 10 через упор ll, а коромысло 10 через ось 9 переместит

82

4 кулачок 3, который, в свою очередь, по« вернет ось 4 (фиг. 1) и переместит-кулачок 6. В результате этого в самом начале поворота пробки-шара 2 с седла 7 будет снята уплотняющая нагрузка (стержни 17 будут переведены в положение, несоосное магистральной оси крана) и, таким образом, не будет создаваться дополнительного вредного момента трения на пробке-шаре 2. После того, как седло

7 будет отжато от пробки-шара 2, усилие контакта между упором 11 и толкателем

l упадет до минимума, и пружина 13 повернет коромысло 10 по ходу часовой стрелки, выведя упор 11 из контакта с толкателем Е, формула изобретении

Шаровой кран, в корпусе которого размещены поворотная шаровая пробка и под- вижное седло с механизмом поджатия в виде поворотной оси с укрепленными на ее концах кулачками-эксцентриками, взаимодействующими с седлом и толкателем, жестко связанным с пробкой, о т л ич а ю шийся тем, что, с целью повышения надежности и удобства регулировки. снижения мощности на приводе и уменьшения износа седла, на поворотной оси шарнирно укреплено коромысло; на одном конце которого установлен регулируемый угловой упор, взаимодействующий с толкателем, а на другом — ролик, причем корпус снабжен направляющей, с которой взаимодействует указанный ролик.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Патент США % 3254873, 251-.

-171, опублик. 1966.

2, Патент США No 3064938, 251171, опублик. 1962.

709882

Составитель Г. Иванов

Редактор Л. Батанова Техред Э. Чужик Корректор Г. Назарова

Заказ 8737/42 Тираж 1095 Подписное

11НИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент, r. Ужгород, ул. Проектная, 4