Способ изготовления статоров электрических машин

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

< 736092

Союз Сееетсинх

Соцналнстнческнх

Реслубпнк

Л ЙСА„,И.,ИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ (61) Дополнительное к авт. саид-ву (22) Заявлено 11.03.77 (21 } 2461085/24-07 (5()М. Кл.

Н 02 К 15/12 с присоединением заявки М

Йсударатнанный канитат (23 } П рнорнт= т— па делам изаааатений

Опублнкован0 15.01.80. 5..чл четень 3 .»

1,00) УЙК 621 318 (088.8) Да га 0n» бликов>:-.:: сп .св? - 25 01 80

В. Г. Огоньков,, И. В. Ал кс. .;:-0в,. " Г. Труба.ев, ? .

С. В. Цукерник, А. Б. 111терепберг и Г. Ы. 1ляцкнй (72) Авторы изобретения (71) Заявитель (54) СПО г Б ИЗГОГОЬХ "If f f:J 3("" -"" :: ""1 .1 »

ЫАп11 11-1

Изобретение относится к области злектромашиностроения.

Известен способ изготовления обмоток статора (1) без применения пазовых прокладок, согласно которому на обмотку наносят сухие стеклослюдинитовые ленты с введенным ускорителем полимеризации, укладывают ее в паз статора и пропитывают термореактивными связующими под вакуумом и давлением.

Данный способ позволяет достичь хорощей теплопроводности при минимальной толщине изоляции, но в изоляции возникают большие внутренние напряжения за счет жесткого склеивания системы медь — изоляция — железо статора.

Кроме того, данный способ не позволяет осуществлять ремонт обмоток.

Известен способ изготовления обмоток с использованием пазовых прокладок, согласно которому пропитанную и. отвержде?шую обмотку укладывают в паз статора. прокладка, ðàñположенная между пазом и обмоткой, состоит из двух тонких листов полупроводящего материала (один из которых прилегает к поверхности обмотки, а другой — к стенке naaa) > =-,? р» Л,:,"га"И Вт . у я ffpyJ»f!»: ВОдяц1унз Массу (2).,Панный спосоо очень сложен в технологическом лс?:олпе»3--.!!. 1»р0.-1е того, Изояя? йя обладает низкой теппопроводпость?0 и уменьшаЕтея К03(?; 1яt fffef;*I,?СпоЛЬ30аачля паза, HO npH зтом сохраняется ремонтоспособность обмоток.

Наиболее близким к описываемому способу является способ изготовления обмотанного статора зчектpической мацлгпы включаюьцнй изо. лированне статорпой обмотки непропнтанным злектронзоляционпыAf материалом, наложение поверх 06::;:.откн термопластичной пленки, укладку обмотки в г зы сердечника статора„проBHTK) обмотку термореэктпвным компаундом и последующую термообработку 13). Обмотку после желатинизэнпи компаунда нагревают до температуры плавления пленки, затем зазоры, остав п;еся после расплавления пленки, заполняют кс-. паундом., отличным от пронизывающего кок.паунда.

Иедостатком описанного способа является практи пески невозможность его использования для высоковольтных электрических мапля с

fIfayrслойной обмоткой в пазу. так как в этом

10092

4 ции и создание антиадгезионного слоя между обмоткой и прокладкой, антиадгезионный слой создают перед пропиткой нанесением антиадгезионного вацества, например кремнийорганического вазелина, на прокладку, причем прокладку изготавливают из пористого материала. Прокладка с нанесенным антиадгеэионным материалом может длительно храниться. После пропитки статора термореактивным связующим про10 кладка плотно приклеивается к стенкам паза и обеспечивает свободное перемещение обмотки относительно магнитопровода.

Пример. Медные стержни, имитирующие реальные обмотки, обматывали сухой стекло15 слюдинитовой.лентой. Перед пропиткой на изоляцию наносилась прокладка из кабельной бумаги, покрытой с одной стороны кремнийорганическим вазелином КВ-З, после чего обмотанные стержни помещали в пазы. Затем макеты, 20 имитирующие статор, пропитывали под вакуумом и давлением 8 кгс/ем эпоксидным компаундом и отверждали в термостате при 150 С в течение 24 ч.

25 Степень сцепления между изоляцией и магнитопроводом оценивалась по усилию выпрессовки макетов обмотки из магнитопровода. Результаты испытаний приведены в таблице.

Пропитка обмотки в эпоксидном компаунде с последующей термообработкой при t = 150 С в течение 24 ч

Обмотка

80-100

800-900

Всыпная

Катушечная окунанием вакуумнонагнетательным способом

70 — 200

1700

Как видно из результатов испытаний, при использовании данного способа усилие выпрессов.ки между поверхностью прокладки и изоляции падает почти на порядок. Таким образом, обмотка благодаря слабой склейке между проклад-45 кой и изоляцией может перемещаться в пазу, то снимает термомеханические напряжения в изоляции, возникающие в случае приклейки изоляции к пазу, и обмотка сохраняет рембнтоспособность. Измерения теплопроводности в случае применения прокладки и без нее показали одинаковые результаты. Коэффициент использования паза остается неизменным, так как пропитанная кабельная бумага обладает высокими электрическими свойствами и учитывается в общей толщине изоляции, Применение указанного способа дасг большой экономический эффект как в процессе производства за счет упрощения ремонта маслучае для возможности последующего заполнения образовавшихся за счет расплавления термопластичной пленки пустот необходимо применить достаточно толстую пленку (не менее

200 мкм). В этом случае при длине паза машины от 1 м и более и глубине его от 80 мм и более объем помещаемой пленки достаточно велик. Поэтому расплавляясь, она заполняет вентиляционные каналы, что существенно сказывается на теплопроводности. Кроме того, заполнение этих зазоров для указанных машин технологически трудно осуществимо, при этом уменьшается коэффициент использования паза.

Целью изобретения является повышение надежности электрической машины, а также теплопроводности и ремонтоспособности изоляции, коэффициента использования паза путем обеспечения при тепловом расширении свободного

- перемещения пропитанной обмотки относительно магнитопров ода.

Поставленная цель достигается тем, что по способу изготовления статоров электрических машин, включающему изолирование обмотки непропитанным электроизоляционным материалом, наложение на пазовую часть обмотки прокладки, укладку обмотки в пазы статора, пропитку статора под вакуумом и давлением тер- мореактивным связующим, отверждение изоляшин, так и в эксплуатации за счет повышения надежности.

Формула изобретения

Способ изготовления статоров электрических машин, включающий изолирование обмотки непропитанным электроизоляционным материалом, наложение на пазовую часть обмотки прокладки, укладку обмотки в пазы статора, пропитку статора под вакуумом и давлением термореактивным связующим, отверждение изоляции и создание антиадгезионного слоя между обмоткой и прокладкой, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности электрической машины, а также теплопроводности и ремонтоспособности изоляции, антиадгезионный слой создают перед пропиткой ианесением антиадгезионного вещества, например кремнийорганического вазелина, на прокладку, причем прокладку изготавливают из пористого материала.

710092

Составитель Г. Александрова

Редактор Т. Юрчикова Техред З.Фанта Корректор М. Пожо

Заказ 8772/51 Тираж 783 Подписное

UHHHHH Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Источники информапии, принятые во внимание при зкспертизе

1. Авторское свидетельство СССР У 262239, кл. 21 d, 53, 1966. б

2. Патент ФРГ И 116456, кл. 21 d, 53, опублик. 1967.

3. Авторское свидетельство СССР У 509946, кл. Н 02 К 3/30 1967.