Стояночный тормоз железнодорожной тележки

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Советскив

Социалистических

Республик »710849

1

1 (51) М, Кл,2 (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 16.03.78 (21) 2593614/27-11

В 61 Н 7/04

В 61 Н 13/02 с присоединением заявки №вЂ”

Ваудерстввнный квинтет

СССР пв ленам изобретений и отврытнй (23) Приоритет—

Опубликовано 25.0! .80. Бюллетень № 3 (53) УДК 625.2-592 (088.8) Дата Опубликования описания 27.01.80 (72) Авторы изобретения

А. А. Гицельтмахер, А. П. Соколов, M. Д. Посвянскии и В. В. Сухинин (71) Заявитель (54) СТОЯНОЧНЫЛ ТОРМОЗ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЛ ТЕЛЕЖКИ

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и касается конструкции стояночных тормозов рельсовых тележек, используемых во внутризаводском транспорте.

Известен тормоз для железнодорожной тележки, содержащий рычажную передачу и клиновидные тормозные колодки, взаимодействующие с колесом 11 .

Недостатком этого тормоза является относительная сложность его конструкции и недостаточная надежность затормаживания »а стоянках.

Известен также стояночный тормоз железнодорожной тележки, содержащий шарнирно закрепленный одним концом на кронштейне рамы поворотный рычаг, другой конец которого взаимодействует с механизмом нагружения, и установленный иа поворотном рычаге башмак со смонтированной на нем тормозной колодкой. взаимодействующей с колесом тележки 12).

Однако этот тормоз также имеет недотаточную надежность..

Цель изобретения состоит в том, чтобы обеспечить увеличение силы трения между

2 колесом и колодкой в случае неожиданного проворота заторможенного колеса.

Для этого башмак состоит из пары звеньев, одним концом шарнирно присоединенных в общей точке к поворотному рычагу, а другим жестко — к концам тормозной колодки, и образующих вместе с ней равнобедренный треугольник, основанием которого является тормозная колодка, а угол между звеньями башмака равен двойному углу трения скольжения между трущимися поверхностями колеса и колодки, при этом последняя снабжена выступами, расположенными со стороны свободных концов звеньев башмака на расстоянии от оси их закрепления на поворотном рычаге, равном радиу15 су колеса тележки.

Кроме того, на поворотном рычаге может быть установлена пластинчатая пружина, взаимодействующая с торцовой частью звеньев башмака со стороны их крепления

20 на поворотном рычаге.

На чертеже изображен схематично стояночный тормоз.

Стояночный тормоз установлен на раме I железнодорожной тележки н им<сT понорот710849

Формула тобретения ный рычаг .?, нижний конец которого с помощью шарнира 3 закреплен на кронцпейнс 4 рамы 1. Верхний конец рычага 2 взаимодействуст с пружиной 5 и ступицей 6 маховика 7. Ступица 6 навернута по резь.бе на винт 8, который проходит через отверстие в рычаге 2 и с помощью шарнира ". соединен с кронштейном 10 рамы !.

Между верхним и нижним концами рычага 2 с помощью шарнира l! установлен бац мак 12, образованный двумя звеньями с жестко закрепленной на них тормозной колодкой 13. Башмак 12 совместно с тормозной колодкой 13 образует равнобедрен. ный треугольник.

Тормозная колодка 13 служит основанием треугольника и снабжена двумя опорными выступами 4 и 15, которые являются продолжением звеньев башмака 12. Расстояния от шарнира 11 до вершины выступа 14 или до вершины выступа 5 являются боковыми сторонами равнобедренного треугольника и равны каждая радиусу колеса !6, а угол, заключенный между этими боковыми сторонами, равен углу трения скольжения трущихся поверхностей колеса 16 и тормозной колодки 13, т. е. 2li, где ц

3rctg f (f — коэффициент трения скольжения трущихся поверхностей колеса 16 и тормозной колодки 13).

Угол трения допускается изменять в сторону уменьшения на 1 --2 .

На рычаге 2 жестко закреплены болтами. 1? пластинчатая пружина 18, которая взаимодействует с плоской торцевой частью звеньев башмака 12 со стороны их крепления на рычаге 2..

Стояночный тормоз работает следующим образом.

Во время передвижения тележки, башмак 12 с колодкой 13 при ослабленной ступице 6 маховика 7 под действием пружины

5 отжат от колеса 16. Между колесом !6 и выступами 14» !5 имеется зазор, а горизонтальное положение башмака 12 обеспечивается плдстинчатой пружиной 18, прижимающейся к его торцевой части.

Ha стоянке с помощью вращения Маховика 7 ступица 6 навертывается на винт 8, - поворачивая рычаг 2 в сторону колеса 16, в результате чего тормозная колодка 13 своими выступами 14 и !5 оказывается прижатой к колесу 16. В этом положении действие прижимной силы башмака 12 направлено в обеих точках соприкосновения к касательной окружности колеса 16 под„углом с, где с -- угол трения скольжения между поверхностями тормозной колодки 13 и колесом !6, который исключает, даже при незначительной силе нажатия, сколЬжение тормозной колодки 13 иО колесу 16, уд р живая при этОм за счсз силы зрении те.цжку or перемещения.

В момент толчка тележки (или удара о нее) колесо !6 стремится IloBI. ðllóòüñll вокруг своей оси О. За счет действуюн ей силы трения стремится повернуться также вокруг шарнира 11 и башмак !2. При этом один выступ тормозной колодки !3 стемится отойти от колеса 16, в то время дру. О гой выстуй, перемещаясь но окружности колеса 16, уменьшает угол:l и заклинивается, увеличивая этим нрн том же коэффициенте трения силу трения, удерживающую тележку от перемещения.

13

Ю

Предложенный стояночныи тормоз при наличии простой конструкции, основными элементами которого являются башмак 12 с тормозной колодкой 13, рычаг 2 и винт 8 с маховиком 7, обеспечивает по сравнению

30 с известными тормозами высокую надежность затормаживания на стоянках, т. к. малейшее перемещение тележки не уменьшает силу торможения (трения), а наоборот, за счет поворота башмака 12, выполненного в виде качающегося подпружиненного равнобедренного треугольника, увеличивает ее.

1. Стояночный тормоз железнодорожной тележки, содержащий шарнирно закрепленный одним концом на кронштейне рамы поворотный рычаг, другой конец которого э» взаимодействует с механизмом нагружения, и установленный»а поворотном рычаге башмак со смонтированной на нем тормозной колодкой, вза и модейству кицей с колесом тележки, отличающийся н м, что, с целью обеспечения увеличения силы трения между колесом и колодкой в случае неожиданного проворота заторможенного колеса, башмак состоит из пары звеньев, одним концом шарнирно присоединенных в Общеи точке к поворотному рычагу, а другим жестко — - к аю концам тормозной колодки, и образующих вместе с ней равнобедренный треугольник, основанием которого является тормозная колодка, а угол между звеньями башмака равен двойному углу трения скольжения меж$O ду трущимися поверхностями колеса и колодки, при этом последняя снабжена выступами, расположенными со стороны свободных концов звеньев башмака на расстоянии от оси их закрепления на поворотном рычаге, равном радиусу колеса тележки.

2. Стояночный тормоз по и. 1, отличающийся тем, что на поворотном рычаге установлена пластинчатая пружина, взаимодей7108 !9

СТНУН)IIЕВЯ (1()!)It(lll()tl 13С Г)>К) ан(lit!(В ()()1П

МЗК3 С() ГТО!НН(Ы НХ К!)()ПЛ(1(ив 113 11()н()Р()Тном рычаге.

Источники инфг)рмацин, принятые во внимание при экспертизе

Ь !

1ате))т СССР № 57!3, кл, В 61117/04, ! 32)6.

2. Ворончихин Г. И. и др. 11одъемно-транспортные машины и установки. М., «Транспорт», !972, с. 28 — 31, рнс. 22 а.

Редактор С. Драчевский

Заказ 893! /! 1

Составн. ь Л. Егоров

Гекред K е Шуфрнч Корректор Н. Задерновская

Гирде бйу Поднисное

UH И И П И Государственного комитета СССР

° по делам изобретений н открытий

113035, Москва, )K — 35, Раушская на0., д. 4/5

Филиал ППП аПатенть, г. Ужгород, ул. Проектная, 4