Цепная упругая муфта предельного момента
Иллюстрации
Показать всеРеферат
(i i) 71 256!
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 07.03.78 (21) 2589035/25-27 с присоединением заявки № (23) Приоритет (43) Опубликовано 30.01.80. Бюллетень № 4 (45) Дата опубликования описания 30.01.80 (51) М. Кл."F 16D 43/20
F 16D 3/54
Государственный комитет (53) УДК 621.825.5 (088.8) по делам изобретений и открытий (72) Автор изоорсте,ния
А. К. Скуратовский (71) Заявитель (54) ЦЕПНАЯ УПРУГАЯ МУФТА ПРЕДЕЛЬНОГО МОМЕНТА
Изобрстенис относится к области машиностроения.
Известна цепная муфта, содержащая две полумуфты в виде звездочек, соединенных между собой двухрядной цепью с нескреп- 5 ленными концами, заключенной в установленную на одной из полумуфт цилиндрическую обойму (1).
Недостатком такой муфты является то, что она нмсст пониженные компенсирую- Ip щие свойстьа и не обладает предохранительными свойствами.
Известна также цепная упругая муфта предельного момента, содержащая две полумуфты, ведущую в виде звездочки с ро- 5 ликовой цсllt>Io и ведомую с радиальными отверстиями во ф,танце, в которых помещсны тела качения, поджать|е к роликам цепи нажимным диском и регулируемой пружиной. Цспь выполнена двухрядной и взап- 2Q модействует одним рядом с зубьями ведущей полумуфты, а другим — с нажимным диском ведомой полумуфты (21.
Данная муфта является наиболее близкой к изобретению по технической сущности и достигаемому эффекту.
Недостатком муфты является то, что односторо1ишй контакт роликов цепи с телами качения — шариками на ведомой полумуфте приводит к перекосу роликов во вре- 30 мя работы в радиальном направлении, вызывая повышенный их износ, а применение двухрядной цепи увеличивает осевые габариты муфты. Кроме того, при разрыве хотя бы одного звена цепи муфта выходит из строя, что снижает ее надежность при эксплуатации.
С целью повышения срока службы, наде>кности и уменьшения осевых габаритов указанная муфта снабжена штифтами, каждый из которых выполнен со скосом на одном конце и сферической поверхностью на другом, а фланец ведомой полумуфты выполнен Г-образной формы и звездочка расположена в нем, при этом во фланце выполнены сообщающиеся с радиальными отверстиями продольные пазы и штифты установлены в них с возможностью взаимодействия скосами с телами качения, а сферами с нажимным диском.
На чертеже изображена описываемая муфта.
Муфта содержит ведущую полумуфту 1, выполненную в виде звездочки с укороченными по высоте зубьями, и ведомую фланцевую полумуфту 2, фланец 3 которой выполнен Г-образной формы с радиальными сквознымп отверстиями 4, в которых размещены тела качения (шарики) 5, положение которых на глубине внутри радиальных от712561
Е 73 ч 6 12
Заказ 180,,
Пояписиос
НПО «Поиск»
Изд. ¹ 185
Тираж 1095
Типография, пр. Сапунова, 2 верстий 4 регулируется при помощи штифтов б, поджатых нажпмным диском 7, пружиной 8 и гайкой 9, установленными на ступице 10 полумуфты 2. Полумуфты 1 H 2 соединены между собой при помощи одно- 5 рядной цепи 11. Штифты б установлены в продольных каналах 12, выполненных во флапце 3. Один колец каждого штифта б выполнен со скосом 13 и взаимодействует с шариком 5, а второй — в виде сферы 14 и 10 взаимодействует с нажимным диском 7.
Шарики 5 поджаты к роликам 15 цепи 11.
Работает муфта следующим образом.
При вращении полумуфта 1 увлекает установленную на ней однорядную цепь 11, которая оказывает своими роликами 15 давление и на подпружиненные шарики 5 ведомой полумуфты 2, вызывая ее вращение. При этом благодаря зазорам между деталями муфты и подвижности элементов 20 цепи обеспечивается компенсация смещений осей соединяемых муфтой валов. Наряду с этим при передаче крутящего момента происходит деформация пружины 8, чем обеспечивается эластичность передачи нагрузки.
Срабатывание муфты при перегрузке осуществляется следующим образом. При передаче муфтой крутящего момента происходит перемещение шариков 5 в радиальных отверстиях 4 и сжатие пружины 8 через штифты б и нажимной диск 7 до тех пор, пока внешняя нагрузка не уравновесится силой упругости пружины 8. При достижении муфтой предельного момента 85 расстояние а становится равным диаметру
d роликов 15 цепи 11, которая проскальзывает при этом относительно шариков 5 с одновременным проворачиванием полумуфт
1 и 2 одна относительно другой. Муфта срабатывает как предохранительная. При снятии перегрузки шарики 5 входят в зацепление с встречающимися на их пути роликами 15 цепи 11 (расстояние а становится меньше диаметра d) и муфта работает 15 ранее описанным способом.
Поскольку шарики 5, взаимодействующие с роликами 15 цепи 11, располагаются с ними в одной плоскости, совпадающей с плоскостью зубьев ведущей полумуфты 1, исключается перекос роликов 15 цепи 11 и в радиальном направлении, вследствие чего улучшаются условия работы цепи и уменьшается ее износ.
Применение однорядной цепи позволяет уменьшить осевые габариты муфты по сравнению с прототипом без снижения нагрузочной способности муфты.
Выполнение фланца ведомой полумуфты
Г-образной формы, охватывающей цепь, предотвращает спадение цепи при ее разрыве, что повышает надежность работы муфты.
Формула изобретения
Цепная упругая муфта предельного момента, содержащая две полумуфты, ведущую в виде звездочки с роликовой цепью и ведомую с радиальными отверстиями во фланце, в которых помещены тела качения, поджатые к роликам цепи нажимным диском и регулируемой пружиной, смонтированными на ступице ведомой полумуфты, отличающаяся тем, что, с целью повышения срока службы, надежности и уменьшения осевых габаритов, она снабжена штифтами, каждый из которых выполнен со скосом на одном конце и сферической поверхностью на другом, а фланец ведомой полумуфты выполнен Г-образной формы и звездочка расположена в нем, при этом во фланце выполнены сообщающиеся с радиальными отверстиями продольные пазы и штифты установлены в них с возможностью взаимодействия скосами с телами качения, а сферами с нажимным диском.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Патент США № 3503225, кл. 54 — 19, 1970.
2. Патент Бельгии № 551787, кл. F 06D, 1956 (прототип) .