Дисковый тормоз

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСА,НИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

<»> 7I3541

Союз Советских

Социалистических

Республик

К ПАТЕНТУ (61) Дополнительный к патенту— (22) Заявлено 27.02.76 (21) 2331852/25-08 (23) Приоритет — (32) 28.02.75 (31) P 2508771.2 (33) ФРГ (43) Опубликовано 30.01.80. Бюллетень № 4 (45) Дата опубликования описания 30.01.80 (51) M.Kë. F 16 1) 55/10

F 16Р 65/52

Государстееииый комитет

С.СС Р по делам иэобретеиий и открытий (53.) УДК 621.597 (088.8) (72) Автор изобретения

Иностранец

Эрих Рейнеке (ФРГ) Иностранная фирма

«Вабко Вестингхаус ГмбХ> (ФРГ) (71) Заявитель (54) ДИСКОВЫЙ ТОРМОЗ

Изобретение относится к тормозным системам транспортных средств.

Известны дисковые тормозы, снабженные автоматическим регулятором свободного хода (1). В этих тормозах износ тормозных колодок компенсируется посредством резьбы, что приводит к увеличению объема полости между силовыми элементами, связанными с тормозными колодкаии.

Известен также дисковый тормоз, содержащий два кольцевых элемента, поступательно перемещающихся относительно друг друга под действием создаваемогс в полости между ними давления в направлении к тормозным колодкам и снабженных автоматическим регулятором свободного хода (2). В этом тормозе невозможно обеспечить отсоединение колодок от тормозных дисков при неработающем тормозе. ,Предлагаемый дисковый тормоз отличается от известных тем, что в нем автоматический регулятор выполнен в виде последовательно установленных на,жимного кольца, воЬдействующего при перемещении на тормозные колодки, и двух регулировочных колец, одно из которых установлено с возможностью поступательного перемещения и проворота в одном направлении относительно кольцевого элемента и снабжено зажимным устройством, фиксирующим его от проворота в другом направлении, а другое— по торцу жестко связано с кольцевым элементом, причем на обращенных один к другому торцах регулировочных колец выполнены пилообразные сопрятавмые выступы, между которыми установлена одна

10 или несколько пружин, а на другом кольцевом элементе установлено с возможностью ограниченного перемещения совместно с нажимным кольцом зажимнос кольцо, фрикционно воздействующее на последнее в противоположном от тормозных колодок направлении при перемещении кольцевого элемента. Кроме того, на внутренней поверхности нажимного кольца выполнены кольцевые пазы, ширина которых больше толщины зажимного кольца, и по .крайней мере один осевой паз, а на наружной поверхности зажимного кольца— ответный указанному осевому пазу выступ.

Такое конструктивное выполнение тор25 моза обеспечивает улучшение его эксплуатационных качеств.

На фиг. 1 при веден дисковый тормоз с общим кольцевым поршнем и со схематически, изображенным автоматическим регулятором; на фиг. 2 — то же, с отдельными

713541 кольцевыми поршнями и подробным изображением автоматического регулятора; на фиг. 3 разрез по А — А на фиг. 2; на фиг. 4 — узел фиксации регулировочного кольца от проворота; на фиг. 5 в разрез по

Б — Б на фиг. 2; на фиг. 6 — нажимное и зажимное кольца.

На оси 1 тормоза установлена на подшипниках 2 втулка 8, на которой закреплены тормозные диски 4 и 5.

На кронштейне 6 установлены в направлении вращения неподвижно и с возможностью аксиального перемещения тормозные кольца 7,и 8 с тормозными колодками 9 и 10.

Привод тормоза (см. фиг. 1) состоит.из двух кольцевых элементов: .цилиндра 11 и установленного в нем поршня 12,,в котором размещен автоматический регулятор свободного хода. Полость 18, в которой может быть установлена пружина 14, связана трубопроводом 15 с тормозным клапаном 16, размещенным в кабине автомобиля, а полость 17 связана трубопроводом

18 с клапаном 19 ручного тормоза.

При вод тормоза (см. фиг. 2) может также содержать кольцевой цилиндр 11, однако в нем с возможностью перемещения установлены два взаимодействующих кольцевых поршня,12 и 20, соединенных уплотненной перемычкой 21. Полость 22 связана с тормозным клапаном в кабине а втомобиля, а полость 17 в с клапаном ручного тормоза.

Автоматический регулятор свободного хода включает нажимное кольцо 28, воздейств ующее при перемещении на тормозные колодки, и два регулировочных кольца

24 и 25. Регулиро вочное колнцо 24 по торцу

?кесвко связано с кольцевым поршнем 20, а кольцо 25 установлено с возможностью поступательного перемещения и проворота в одном направлении относительно пор шня

20 и снабжено (см. фиг. 4) зажимным устройством 26, фиксирующим его от проворота в другом направлении. На обращенных один к другому торцах регулировочных колец l24 и М выполнены пилообразные сопрягаемые выступы (см. фиг.

3), между которыми установлена одна или неаколько пружин 27. Поршень 20 нагружен относительно цилиндра 11 пружиной

28.

Нажимное колыцо 28 и поршень 20 посредством пружины 29 находятся во фрикционном за цеплен ии (см; фиг. 5).

На кольцевом цилиндре И установлены зажимное кольцо 80 и упоры 81, ограничивающие акаиальное перемещение последнего совместно с нажимным кольцо м 28 в процессе обычного торможения. На внутренней поверхости на жимного кольца 28 выполнены кольцевые пазы 82 и 88, ширина которых больше толщины зажимного

I5

Зо

65 кольца 80, и осевые пазы 84. На наружной поверхности зажимного кольца 80 выполнены выступы 85 (фиг. 6).

Для приема специального инструмента

86 служит паз 37 регул ировочного кольца

25.

Тормоз (см. фиг. 1) работает следующим образом.

При .приведении в действие тормозного клапана 16 в:ка б ине а втомобиля в полости

18 создается давление, которое с одной стороны прижимает кольцевой поршень 12 с тормозным кольцом 8 и тормозной колодкой 10 к вращающемуся тормозному диску

5 и с другой стороны — кольцевой цилиндр

11 и с тормозным кольцом 7 и тормозной колодкой 9 — к вращающемуся тормозному диску 4. При при ведении в действие клапана ручного тормоза воздух стравливается из полости 17, при этом цилиндр 11 и поршень 12 раздвигаются пружиной 14.

Тормоз (см. фиг. 2) работает аналогично при подаче давления от тормозного клапана в полость 22 и стравливании давления с помощью клапана ручного тормоза из полости 17.

При перемещении налево кольцевого поршня 20, т. е. при срабатывании тормоза, последний через регулировочные кольца 24 и 25 воздействует на нажимное кольцо 28, перемещая его к тормозной колодке, а вместе с ним и зажимное кольцо 80. Если поршень 20 из-за износа тормозных колодок превышает определенный ход, то упоры 81 ограничивают перемещение зажимного кольца 80 и при дальнейшем перемещении кольца 28 налево кольцо 80 скользит по нему, не перемещаясь. После торможения нажимное кольцо 28 вместе с поршнем

20 и зажимным кольцом 80 перемещаются направо до упора после диего в цилиндр 11.

С этого момента зажимное кольцо 80, находясь во фрикционном зацеплении с нажимным кольцом 28, задерживает его перемещение относительно цилиндра,11, а поршень 20 пружиной 28 отжимается обратно в исходное положение и освобождает регулировочное кольцо 25, которое под действием .пружин 27 поворачивается и:вновь прилегает пилообразными выступами к регулировочному кольцу 24. Таким образом, компенсируется полученное в результате износа тормозных колодок увеличение хода кольцевого поршня 20.

Пружина 29 не дает при отпущенном тормозе пружинам 27 прижимать через регулировочное кольцо 25 нажимное кольцо 28 к тормозному кольцу.

При установке новых колодок нажимное кольцо 28 следует как можно дальше переместить в направлении кольцевого поршня 20, для чего сначала необходимо исключать зажимное действие кольца 80. Это производится освобождением упоров

81 и последующим поворотом зажимного

713541

Риг. у кольца 80 до совпадения выступов 83 с пазами 84. Кольцеввге пазы 82 и 88 расположены в том месте наживного кольца

28, где,кольцо 80 находится при новых и изношеных колодках соответственно. Эти пазы облегчают вышеописанный поворот зажимного кольца 80. Тогда специальный инструмент вручную вводится в паз 87 регулировочного кольца 25 и после удаления зажимного устройства 26 кольцо 25 поворачивается против силы действия пружин 27 и снова фиксируется в этом положении. После этого зажимное кольцо 80 устанавливается в рабочее положение, соответствующее новым тормозным колодкам.

Формула изобретения

1. Дисковый тормоз, содержащий два кольцевых элемента, поступательно перемещающихся относительно друг друга под действ ием создаваемого в полости ме кду ними давления в направлении к тормозным колодкам и снабженных а втоматическим регулятором свободного хода, установленного в одном из кольцевых элементов, отлич а ющий ся тем, что, с целью улучшения эксплутационных качеств тормоза, а|втоматический регулятор выполнен в виде последовательно установленных нажимного кольца, воздействующего при перемещении на тормозные колодки, и двух регулировочных колец, одно из которых установлено с возможностью поступательного перемещения и проворота в одном направлении относительно кольцевого элемента и снабжено зажимным

5 устройством, фиксирующим его от проворота в другом направлении, а другое— по торцу жестко связано с кольцевым элементом, причем на обращенных один к другому торцах регулировочных колец Bblполчены пилообразные сопрягаемые выступы, между которыми установлена одна илп несколько пружин, а на другом кольцевом элементе установлено с возможностью ограниченного перемещения совместно с

15 нажпхгным кольцом зажимное кольцо, фрикцпонно воздействующее на последнее в противоположном от тормозных колодок направлении прп перемещении кольцевого элемента.

20 2. Тормоз по и. 1, отличающийся тем, что на внутренней поверхности нажимного кольца вьгполнены кольцевые пазы, ширина которых больше толщины зажимного кольца, и по крайней мере один

25 осевой паз, а на наружной поверхности зажпмного кольца — ответный указанному осевому пазу выступ.

Источники информации,,принятые во

30 внимание при экспертизе:

1. Акцептованная заявка ФРГ № 1630008, кл. F 16 D 65/52, 1971.

2. Акцептованная заявка ФРГ № 1475492, кл. F 16 D 65/40, 1969.

713541

zo

4 èã. 6

Составитель Л. Семенов

Редактор О. Юркова Техред А. Камышникова Корректор И. Симкина

Заказ 17/42 Изд. № 150 Тираж 1095 Подписное

НПО «Поиск» Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Тип. Харьк. фил. пред. «Патент»