Затвор для горловины емкости
Иллюстрации
Показать всеРеферат
(72) Авторы изобретения
Ю. E. Дамешек, В. И. Орловский и И. Г. Галимзя ов (73) Заявитель (54) ЗАТВОР ДЛЯ ГОРЛОВИНЫ ЕМКОСТИ
Изобретение относится к машиностро=ению и, в частности, к топливным бакам транспортных средств.
Известен затвор для горловины емкости, например, бака транспортного средства, содержащий сопряженную с горлови5 ной поворотную пробку, в центральной части которой установлено замковое устройство fl).
Недостатком известного затвора является возможность отвертывания пробки посторонними лицами.
Наиболее близким к изобретению тех-. ническим решением является затвор для горловины топливного бака транспорт$5 ного средства, содержащий сопряженную с горловиной поворотную пробку, установленную соосно ей и охватывавшую ее крышку с осевым отверстием, стопорный элемент и замковое устройство с повод20 ковым элементом, установленным в осевом отверстии крышки (2) °
Однако такой затвор недостаточно надежен ввиду того, что замк< вс е устройство легко открывается, что в конечном итоге дает возможность отвернуть пробку посторонним лицам.
Цель изобретения - повышение эксплуатационной надежности затвора.
Для осуществления атой цели замковое устройство снабжено промежуточным диском, установленным между пробкой и крышкой и выполненным с радиальными пазами, в которых размещены ползуны, и градуированными наборными дисками, расположенными между крышкой и промежуточным диском, при этом градуированные диски закреплены на эксцентриковых паль цах, противоположными концами установленных в крышке и ползунах, пробка выполнена с соосным осевому отверстию крышки полым выступом, а поводковый элемент выполнен в виде подпружиненного граненого стержня, y<:тановленного в полости указанного выступа пробки для взаимодействия с ползунами.
Кроме того, запорнт, и элемент может иметь форму шестигранник», а ползуны
3 713 целесообразно ра зм ещ ать по ок ру жн ости диска под углом 120, о
На фиг. 1 показан предлагаемый затвор, разрез; не фиг. 2 - то же, вид сверху.
Затвор для горловины емкости содержит сопряженную с горловнной поворот» ную пробку 1, установленную соосно ей и охватывающую ее крышку 2 с осевым отверстием 3, стопорный элемент 4 и lo замковое устройство с поводковым элементом 5, установленным в осевом отверстии 3 крышки 2. Замковое устройство снабжено промежуточным диском 6, установленным между пробкой 1 и крыш- 15 кой 2 и выполненным с радиальными пазами 7, в которых размещены ползуны
8, и градуированными наборными диска ми 9, расположенными между крышкой 2
a ..промежуточным диском 6, при этом 2о градуированные диски 9 закреплены нв эксцентрнковых пальцах 10, противоположнымн концами установленных в крыш» ке 2 и полэунах 8. Пробка 1 выполнена с соосным осевому отверстию 3 крышки
2 полым выступом 11, а паводковый элемент 5 выполнен в виде подпружиненного пружиной 12 граненого стержня установленного s полости выступа 11 пробки 1 ддя взаимодействия с ползунамн 8, Для установки крышкн в положении "открыто наборные диски 9 ставят нв определенное деление. При этом нижний конец поводкового элементе 5 выводит стопорный элемент 4 нз зоны отверстия
3 и граненый стержень поводкового элемента 5 под действием пружины 12 перемещается в отверстие 3.
Таким образом, пробка 1 я крышка 2 4з жестко связаны между собой. Затвор можно навинчиввть на горловнну топлявного бека..
Для уствновки затворе в положение секрет необходимо вручную нажать нв 45 выжимной стержень 13, переместив тем самым поводковый элемент 5 вниз. Поворотом наборных дисков 9 перемещают стопорный элемент 4 в зону отверстия 3, ограничивая движенне грвнейого стержня поводкового элемента 5 вверх. Пробка
1 н крышка 2 раскреплены, вследствие
713 4 чего крышка 2 свободно вращается относительно пробки 1.
Снять затвор с топливного бака, не зная зашифрованного числа, невозможно, Чтобы отвернуть затвор, необходимо вновь установять наборные диски 9 в оп» ределенное положение, пря котором стопорные элементы 4 вводятся иэ зоны отверстия 3, а поводковый элемент 5 жестко связывает пробку 1 с крышкой 2, Формула изобретеняя
1. Затвор для горловнны емкости, преимущественно топливного бака транспортного средства, содержащий сопряженную с горловиной поворотную пробку, установленную соосно ей и охватывающую ее крышку с осевым отверстием, стопорный элемент и замковое устройство с поводковым элементом, установленным в осевом отверстни крышки, о т л и ч а юш и и с ятем,,что, с целью повышения
его эксплуатационной надежности, замковое устройство снабжено промежуточным днском, установленным между пробкой и крышкой и выполненным с радиальными пазами, в которых размещены ползуны,и градуированными наборными дисками, рас положенными между крышкой и промежуточным диском, при этом градуированные диски закреплены на эксцентриковых пальцах, противоположными концами установленных в крышке и ползунвх, пробка выполнена с соосным осевому отверстию крышки полым выступом, в поводковый элемент выполнен в виде подпружиненного граненого стержни, уст еновленного в полости указанного выступа пробки для взаимодействия с цолзунвми.
2, Затвор по п. 1, о т л н ч в ющ я и с я тем, что эапорный элемент нмеет форму шестигранника.
3. Затвор по и, 1, о т л и ч а юшийся тем, что ползуны размещены по окружности диска под углом 120 .
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Патент США М 3289442, кл. 70-173, 1966.
2. Патент США М 2138371, кл. 70-165, 1938 (прототип).
Фиг. 2
Составитель Г. Петрова
Редактор Г. Бельская Техред О. АндрейкоКорректор И. Задерновская
Заказ 9183/9 Тираж 763 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал IIÏÏ Патент, г. Ужгород, ул. Проектная,