Устройство для диагностирования тормозов на борту автомобиля

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Советекиз

Соц1иалмстеемесюа

Республнк

0llHC

ИЗОБР

" 713729

g BTOPCKOМ (61) Дополнительное (22) Заявлено 02.01.78 (21) 2562872/27-11 с присоединением заявки №вЂ” (51) М. Кл.

В 60 Т 17/22

G 01 М 17/00

Гасударственный кеметет ссса пе делам изебретений н открытий (23) Приоритет— (53) УДК 629.113-59.001.4 (088.8) Опубликовано 05.02.80. Бюллетень № 5

Дата опубликования описания 15.02.80 (72) Авторы изобретения

С. М. Мороз, А. П. Болдин и В. А. Руденко (71) Заявитель

Московский автомобильно-дорожный институт (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ ТОРМОЗОВ

НА БОРТУ АВТОМОБИЛЯ

Изобретение относится к технической диагностике и испытаниям автомобилей, касается преимущественно встроенных средств диагностирования автомобиля и может быть использовано для строгого объективного определения неисправного состояния тормозной системы в целом и для выявления неисправности механизмов колесных тормозов непосредственно в процессе дорожного движения.

Наиболее близким к изобретению из известных технических решений является устройство для диагностирования тормозов на борту автомобиля, содержащее датчик замедления автомобиля и блок индикации (1).

Недостатком известного устройства является необходимость субъективной оценки его показаний, что влечет за собой потери из-за преждевременных неоправданных работ по обслуживанию тормозов или черезмерного их износа и ведет к дорожно-транспортным происшествиям. Кроме того, это устройство не позволяет выявить неисправности колесных тормозов (загрязнение или увлажнение фрикционных пар тормозные

2 накладки — барабан, разрегулирование зазоров тормозных колодок) .

Целью изобретения является исключение субъективных ошибок при оценке состояния и выявления неисправностей тормозов автомобиля при диагностировании в дорожных условиях.

Цель достигается тем, что устройство снабжено датчиком давления в приводе тормозов и вычислительным блоком для взаимосвязанной обработки параметров контролируемых процессов в переходном и установившемся режимах торможения, включающим в себя схему определения достижения предельного замедления, схему контроля темпа включения тормозов, входное многоканальное запоминающее устройство, операционный блок и выходное запоминающее устройство, при этом выходы обоих датчиков параллельно подключены к входам схемы определения достижения предельного замедления, схемы контроля темпа включения тормозов и входного запоминающего устройства; выход схемы определения достижения предельного замедления — к входу входного за713729 поминающего устройства и к разрешающему входу выходного запоминающего устройства, а выход схемы контроля темпа включения тормозов и выходы входного многоканального запоминающего устройства подключены к соответствующим входам операционного блока, подсоединенного к информационному входу выходного запоминающего устройства, подключенного к блоку индикации.

На чертеже изображена структурная схема устройства для диагностирования тормозов на борту автомобиля.

Устройство содержит датчик замедления автомобиля и датчик 2 давления в приводе тормозов, подключенныв к специализированному вычислительному блоку 3, связанному с блоком 4 индикации результатов диагностирования.

Вычислительный блок содержит схему 5 определения достижения предельного замедления, схему 6 контроля темпа включения тормозов, входное многоканальное запоминающее устройство 7, операционный блок 8 и выходное запоминающее устройство 9. Выходы датчиков параллельно подключены к входам схем 5 и 6 и входного запоминающего устройства 7. При этом выход схемы 5 поднлючен к входу запоминающего устройства 7 и к разрешающему входу выходного запоминающего устройства 9, а выход схемы 6 и выходы устройства 7 — к выходам операционного блока 8, подсоединенного к информационному входу выходного запоминающего устройства 9. Выход последнего подключен к блоку 4 индикации.

Работает устройство следующим образом.

tO

Устройство запускается в момент начала торможения, например от выключателя сигналов торможения. Значения контролируемых датчиками и 2 параметров нарастания замедления и давления заносятся во входное запоминающее устройство 7 по мере их поступления. Кроме того, в момент прекра- 4 щения роста замедления схема 5 вырабатывает сигнал, ко которому в схему заносится пара значений замедления и давления, соответствующих экстремуму замедления, так как при ограничении величины замедления погодными и дорожными факторами отсутствует однозначное соответствие установившихся значений контролируемых процессов.

Из запоминающего устройства 7 параметры переходных процессов нарастания замедления и давления вместе с парой их значений, соответствующих экстремуму замедления, поступают в операционный блок 8, который выполняет функции их взаимосвязанной обработки.

По отношению величин замедления в момент экстремума замедления определяется наличие загрязнения (увлажнения) поверхностей тормозных накладок и барабанов.

Параметры переходных процессов замедления и давления позволяют диагностировать неисправное состояние тормозов, разрегулирование зазоров тормозных колодок по отставанию процесса нарастания замедления (до фиксированной величины) от номинального, соответствующего конкретному зафиксированному процессу нарастания давления в приводе тормозов. На основе сопоставления полученных диагностических параметров блок 8 выполняет также общую оценку работоспособности тормозов.

Диагностирование производится только при резких торможениях, в которых темп включения тормозов (темп нарастания давления в приводе), контролируемый схемой 6, не ниже установленного, а операционный блок 8 производит вычисление комплексных диагностических параметров с учетом информации о темпе нарастания давления.

Схема 5 вырабатывает разрешение на прием результатов диагностирования в выходное запоминающее устройство лишь при торможениях, в которых достигнуто предельное замедление.

В промежутках между такими торможениями с помощью блока 4 индикации водитель узнает о результатах последнего диагностирования.

Формула. изобретения

Устройство для диагностирования тормозов на борту автомобиля, содержащее датчик замедления автомобиля и блок индикации, отличающееся тем, что, с целью исключения субъективных ошибок при оценке состояния и выявлении неисправностей тормозов, оио снабжено датчиком давления в приводе тормозов и вычислительным блоком для взаимосвязанной обработки параметров контролируемых процессов в переходном и установившемся режимах торможения, включающим в себя схему определения достижения предельного замедления, схему контроля темпа включения тормозов, входное многоканальное запоминающее устройство, опеарционный блок и выходное запоминающее устройство, при этом выходы обоих датчиков параллельно подключены к входам схемы определения достижения предельного замедления, схемы контроля темпа включения тормозов v. входного запоминающего устройства; выход схемы определения достижения предельного замедления — к входу входного запоминающего устройства и к разрешающему входу выходного запоминающего устройства, а выход схемы контроля темпа включения тормозов и выходы входного многоканального запоминающего устройст713729

3 ва подключены к соответствующим входам операционного блока, подсоединенного к информационному входу выходного запоминающего устройства, подключенного к блоку индикации. б

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Бухарнн Н. А. Тормозные системы автомобилей. М.— Л., Машгиз, 1950, с. 62,—

66 (прототип).

Составитель С. Макаров

Редактор Г. Бельская Техред К. Шуфрич Корректор М. Шароши

Заказ 9336 64 Тираж 763 Подписное

ЦНИИ ПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4I5

Филиал ППП «Патента, г. Ужгород, ул. Проектная, 4