Схема блокировки электростатера для двигателя внутреннего сгорания

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Советских

Социалистических

Республик (и 714О35 (61) Дополнительное к авт, свид-ву (22) Заявлено 02.01.73 (21) 1865200/25-06 с присоединением заявки K— (23) F 02 N ll/08

Гооудлрстееиный комитет

СССР но ленам изобретений и открытий

Приоритет

Опубликовано 05.02.80. Бюллетень ¹ 5 (53) 3 ДК 621.313. .12.024.07 (088,8) Дата опубликования описания 05.02,80

Л. 3. Брейтер, А. П. Борзунов, М. А. Гуревич, В. Г. Ивченко, Н. И. Пеонов и В. И. Шаховцев

I (72) Авторы изобретения

Московский завод автотракторного электрооборудования (АТЭ вЂ” l) (71) Заявитель (54) СХЕМА БЛОКИРОВКИ. ЭЛЕКТРОСТАРТЕРА

ДЛЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ

Изобретение относится к электрическим схемам питания стартера от бортовой сети автомобиля, в частности, к схемам автоматической блокировки электростартера после запуска двигателя.

Известны схемы блокировки электростартера, содержа1цие аккумулятор, генератор и электростартер,включенный через реле блокировки в бортовую сеть (1).

Такие схемы обладают низкой надежиостьв нри работе с сетью разряженным аккумунятором.

Известны также схемы блокировки электростартерадля двигателя внутреннего сгорания, содержащие генератор, аккумулятор и стартер, подключенные к бортовой сети через реле блокировки, обмотка которого соединена с бортовой сетью через силовую цепь выходного транзистора электронного коммутатора, управляемого нелинейным измерительным мостом с резисторами и входным транзистором, соединенным с замком зажигания, причем нелиней ный измерительный мост подключен к специальному датчику-генератору (2) . Недостатком

9 указанных схем являются низкая надежность из-за того, что они не обеспечивают защиты

Стартера от включения при работающем двигателе.

Целью изобретения является повышение надежности;

Поставленная цель достигается тем, что схема дополнительно снабжена реле времени, а ° один из резисторов, включен параллельно плечу нелинейного измерительного моста через диод и замок зажигания н подключен к цепи, коллектора входного транзистора, база которого соединена с реле времени и замком зажигания.

На фнг. 1 дана схема блокировки электро-, стартера согласно изобретению, на фиг, 2 схема замка зажигания в положении работы двигателя, на фиг, 3 — схема замка зажигания в выключенном положении.

Схема содержит аккумулятор 1 и генератор 2, подключенные к бортовой сети З,стартер 4, реле 5 блокировки, обмотка 6 которого соединена с бортовой сетью через силовую цепь выходного транзистора 7 электронного

3 714 коммутатора, состоящую из транзисторов 7, 8, диодов 9, 10 и резисторов 11, 12. К входу транзистора 8 подключен нелинейный мост из резисторов 13, 14, 15, 16, стабилитрона 17 и входного транзистора 18, к базе которого под.ключено реле времени, вьптолненное на тран-

5 зисторе 19, резисторах 20, 21, емкости 22, диоде 23. Параллельно резистору 14 через диод 24 и замок 25 зажигания подключен резистор 26, включенный в цепь коллектора транзистора 18. К замку 25 зажигания подключены также реле-регулятор 27 и лампа 28 контроля работы стартера. Реле 5 блокировки имеет силовые контакты 29, включенные в цепь стартера.

Схема работает следующим образом.

Для пуска двигателя устанавливают замок

25 зажигания в положение, показанное на фиг.1.

При этом через обмотку 6 реле 5 блокировки течет ток от бортовой сети 3 через замок 25 зажигания> диод 9 и открытый транзистор 7.

Реле 5 срабатьтваети,замыкая силовые контакты 29, включает стартер 4, который раскручивает двигатель. Когда двигатель достигает заданной скорости вращения и запускается, напря- 25 жение бортовой сети 3 повышается до определенного уровня и происходит пробой стабилитрона 17 нелинейного измерительного моста, транзистор 8 открывается и закрывает выходной транзистор 7. Это приводит к отключению реле 5 блокировки и выключению стартера 4.

Благодаря включению в нелинейный мост резистора 26 через диод 24 уровень срабатывания стабилитрона 17 становится ниже уровня напряжения заряженного аккуMулятора 1, а также ниже минимального регулируемого напряжения генератора 2.

Реле времени на транзисторе 19 и входной транзистор 18 служат для временной задержки включения резистора 26 в измерительный мост о параллельно резистору 14, до момента когда напряжение бортовой сети 3 станет ниже напряжения срабатывания стабилитрона 17, В про035 4 тивном случае могли бы происходить периодические включения и отключения реле 5 блокировки.

Таким образом резистор 26 подключается к измерительному мосту только спустя время, которое необходимо для заряда емкости 22 до напряжения отпирания транзистора 19, запирающего транзистора 19.

После запуска двигателя замок зажигаНия устанавливается в положение, изображенное на фиг. 2.

При выключении двигателя замок зажигания устанавливают в положение, изображенное на фиг. 3, и схема приходит в исходное состояние.

Формула изобретения

Схема блокировки электростартера для двигателя внутреннего сгораштя, содержащая генератор, аккумулятор и стартер, подключенные к бортовой сети через реле блокировки, обмотка которого соединена с бортовой сетью через силовую цепь выходного транзистора электронного коммутатора, управляемого нелинейным измерительным мостом с резисторами и, входным транзистором, соединенным с замком зажигания, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности, схема дополнительно снабжена реле времени, а один из резисторов включен параллельно плечу нелинейного измерительного моста чсрез диод и замок зажигания и подключен к цепи коллектора входного транзистора, база которого соединена с реле времени и замком зажигания.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР Р 35063, кл. F 02 N 11/08, 1968.

2. Патент США Р 3628041, кл. 290 — 37, опублик, 1971.

714035

Составитель А. Старостин

Техред О.Андрейко

Корректор М. Пожо

Редактор О. Волков

Подписное

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, Заказ 9244(27 Тираж 608

ЦНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5