Устройство для управления вентилятором метрополитена

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социапистических

Республик 714О51

Ф с

Ф с (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22)Заявлено 21.12.76 (21) 2431978/25-06 (51)л1. Кл.

F 04 0 27/00

F 24 F 11/00 с присоединением заявки И

Веударетвбева кемитет

ССВР

М далем нзебретений н етермтвй: (23 ) Приоритет

Опубликовайо 05.02,80. Бюллетень М 5 (53) УДК

697.91:625.42 (088.8) Дата опубликования описания 10.02.80

Г. Ф. Лаврентьев, В, Г. Россовский и 3. Г, Салихов (72) Авторы изобретения

Московский ордейа Ленина метрополйтен им. В, И. Ленина (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ВЕНТИЛЯТОРОМ

МЕТРОПОЛИТЕНА

Изобретение относится к технике вентиляций метрополитена и может быть использовано для," вправления вентилятором.

Известно устройство для управления вентилятором метрополитена, содержащее блок задания режимов, выходы которого подключены к реверсивному приводу шибера с концевым выключателем, и тормоз электродвигателя вентилятора 111.

Однако при движении поездов по тоннелю, из-за недлотности шибера в закрытом состоянии, аэродинамическое давление воздуха на рабочие лопатки ротора вентилятора вызывает вращающий .момент, который превышает тормозной момент и раскручивает ротор: Раскручивание усиливается еще и от того, что на лопатки вентилятора оказывает давление воздушный поток от находящегося рядом на этой же вентиляционной шахте второго. вентилятора. Причем направление вращения вала первого вентилятора противоположно второму. Наличие значительной массы вращающегося ротора вентилятора вызывает перегрузку при запуске противоположно вращающегося электродвигателя и нередко приводит к срабатыванию зашиты.

Охказ управления вентилятором общеобменной вентиляции создает опасность для жизни пассажиров и приводит к необходимости nol сыпать обслуживающий персонал в тоннель при движении поездов для ликвидации неисправности на месте.

Кроме того, на торможение вала ротора в отключенном состоянии вентилятора и на освобождение его при вращении расходуется энергия.

Цель изобретения — повышение надежности и сокращение энергозатрат.

Это достигается тем, что устройство дополнительно содержит два датчика времени, три элемента И, элемент ИЛИ и фиксатор нулевой скорости вала вентилятора, выходы которого подключены к первым входам первого и второго элементов И, на. вторые входы последнего через датчики времени подключены выходы блока задания режимов, третий вход .первого элемента И свяэан с первым выходом концевого выключателя, второй выход

714051 4!

О

40

55 последнего подключен к первому входу третьего элемента И, ко второму входу которого подключен выход тормоза, и выходы пер,вого и второго элементов И подключены че рез элемент ИЛИ ко входу тормоза, а выход третьего элемента И вЂ” ко влоду электродвигателя.

На чертеже представлена схема устройства для управления вентилятором; содержащее блок задания режимов 1, выходы которого подключены к реверсивному приводу шибера

2 с концевым выключателем 3, и тормоз электродвигателя 5 вентилятора 6. Устрой,ство дополнительно содержит два датчика времени 7,8, три элемента И 9,10,11, элемент

ИЛИ 12 и фиксатор нулевой скорости 13 ва ла вентилятора, выходы которого подключены к первым входам элементов И 9,10, на вторые входы последних через датчики времени 7,8 подключены выходы блока задания режимов

1, третий вход элемента И 9 связан с первым: выходом концевого выключателя 3, второй выход последнего подключен к первому входу элемента И 11, ко второму входу которого подключен выход тормоза 4, и выходы элементов И 9,10, подключены через элемент

ИЛИ 12 ко входу тормоза 4, а выход элемента И 11 — ко входу электродвигателя 5.

Устройство работает следующим образом.

В исходном положении электродвигатель 5 вентилятора 6 и реверсивный привод шибера

2 отключены. Сигналы с блока задания режимов 1 не поступают, и поэтому через датчики времени 7,8 на входы элементов И 9 и 10 не проходят. Сигналы на выходах этих элементов и элемента ИЛИ 12 также отсутствуют.

При этом тормоз отключен и позволяет"валу вентилятора поворачиваться под действием аэродинамического давления воздуха, вызванного поршневым эффектом. Фиксатор нулевой скорости 13 вала вентилятора 6 вьщает сигналы на входы элементов И 9 и 10. Однако это не приводит к появлению сигналов на их выходах и .включению тормоза 4, так как на вторых входах элементов И 9 и 10

,отсуствуют сигналы от датчиков времени 7 и 8. Невозможно при этом и включение электродвигателя вентилятора, так как нет сигнала от концевого выключателя 3. В отключенном состоянии вентилятора концевой выклюитель отключен от входа элемента И 11 м подключен к третьему входу элемента И 9.

При запуске вентилятора сигнал поступает от блока задания режимов 1 на реверсивный привод шибера 2 и заставляет его открываться. Од—. повременно сигнал- поступает на датчик времени 7, который срабатывает и выдает сигнал на второй вход элемента И 9, так как на третьем входе этого элемента И имеется сиг,пал от концевого выключателя 3, то сигнал на выходе элемента И 9 появится при наличии сигнала от фиксатора нулевой скорости

13 вала вентилятора, т.е. при вращении вала под действием "поршневого эффекта", Если вал будет вращаться, о в течение времени, пока датчик времени 7 будет включен и реверсивный привод шибера 2 будет открывать шибер, с выхода элеменнта И 9 через элемент ИЛИ 12 будет поступать сигнал на вход тормоза 4. Тормоз будет включен в указанном интервале времени до тех пор, пока вал вентилятора полностью, не остановится и фиксатор нулевой скорости не снимет сигнал с первого входа элемента И 9. Когда шибер откроется полностью, концевой выключатель 3 сработает, сигнал с третьего входа элемента И 9 исчезнет и появится сигнал на обоих входах элемента

И 11 (тормоз будет к этому моменту отключен) .

Элемент И 11 выдаст сигнал на запуск электродвигателя 5, который начнет вращаться. Так как перед запуском тормоз был включен, то к моменту запуска вал. вентилятора должен полностью остановиться. Включение в работу неподвижного вентилятора не создает перегрузки и не увеличивает время полного набора оборотов. В случае, если при открытии шибера концевой выключатель не сработает, то по истечении выдержки времени датчика времени 7 сигнал со второго входа и с вы1 хода элемента И 9 исчезнет. Схема запуска двигателя разбирается и включение его будет отменено.

При остановке вентилятора и электродвигателя с выхода блока задания режима I. сигнал поступает на вход реверсивного привода шибера, который закрывает шибер. Одновременно с выхода блока задания режимов через датчик времени 8, сигнал поступает на второй вход элемента И 10. На первый вход этого элемента И 10 поступает сигнал от фиксатора. нулевой скорости 13, так как в момент отключения скорость вращения вала вентилятора из-,эа инерции не может снизиться до нуля. С выхода элемента И 10 сигнал через элемент ИЛИ 12 поступает на вход тормоза 4 и включает его.

Торможение продолжается до тех пор, пока вал не остановится и не исчезнет сигнал от фиксатора нулевой скорости вала на первом входе элемента И 10. Предельное время, в.течение которого тормоз может быть включен, определяется выдержкой времени, задаваемой датчиком времени 8, выход которого подключен ко второму входу элемента И 10. Когда датчик времени срабатывает и сигнал на входе элемента И 10 исчезает, устройство приходит в исходное положение.

Составитель А. Смирнова .Техред М.Петко Корректор И. Муска

Редактор О, Волков

Заказ 9247/28

Тираж 725 Подписное

ИНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская иаб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент, г. Ужгород, ул. Просктная, 4

5 714051

Таким образом, использование настоящего изобретения позволит повысить надежность и сократить энергозатраты.

Формула изобретения

Устройство для управления вентилятором метрополитена, содержащее блок задания режимов, выходы которого подключены к реверсивному приводу шибера с концевым выключателем, и тормоз электродвигателя вентиля: тора, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения надежности и сокращения энергозатрат, устройство дополнительно содержит два датчика времени, три элемента И, элемент ИЛИ и фиксатор нулевой- скорости

:вала вентилятора, выходы которого подключены к первым входам первого и второго элементов И, на вторые входы последних через датчики времени подключены выходы блок, задания режимов, третин вход первого элемента И связан с первым выходом концевого выключателя, второй выход последнего подключен к первому входу третьего элемента

И, ко второму входу которого подключен выход тормоза, и выходы первого и второго элементов И подключены через элемент ИЛИ ко входу тормоза, а выход третьего элемента И вЂ” ко входу электродвигателя .

Источники информации, принятые во вниманйе при экспертизе

1. Вентиляционные установки метрополитена, сооружаемые открытым способом. Типо. вой проект N ВУ вЂ” 01, 03, М., "Метрогипротранс", 1972, Альбом III, лист ТС-107/62.