Устройство для виброакустической диагностики двигателей
Иллюстрации
Показать всеРеферат
". ч нГ 1 ..-, .=Фи .я с ;,м 1я, ",а
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик (n}71 4207
L. (61) Дополнительное к авт. свид-ву
{51)М. Кл.
G 01 М 15/00 (22) Заявлено 050476 (21) 2349716/25-28.с прйсоединеййем "заявки Мо (23) Приоритет
Государственный комитет
СССР по делам изобретений и открытий
Опубликовано 0502.80. Бюллетень NP 5 (53) УДК 620. 178. 5 (088.8) Дата опубликования описания 050280 (72) Авторы изобретения
В. П. Г айдан, B.Å. Демченко, Л. К. Золотков, Ю.К. Романов, Л.А. Ничога и A.Ñ. Чабан (71) Заявитель (54 ) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ВИБРОАКУСТИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ДВИГАТЕЛЕЙ
Изобретение относится к виброакустической диагностике и может быть использовано для контроля технического состояния двитателей внутрен- него сгорания.
Известны устройства для акустической диагностики, в которых контроль технического состояния двигателя производится посредством измерения с помошью виброиэмерительного преобразователя уровня акустического шума, создаваемого двигателем, и сравнения измеренного уровня с контрольным уровнем, определенным экспериментально на аналогичных двигателях, находяв(ихся в исправном техническом состоянии (1).
Недостатком таких устройств явля ется необходимость производить измерения на оборотах, заданных с .боль- 20 шой точностью,так как уровень акустического шума в большой степени зависит от скорости соударения кинематически связанных деталей двигате- ля, т.е. от числа оборотов. 25
Наиболее близким по технической сути к изобретению является устройство для виброакустической диагностики двигателей, содержащее цепь измерения, включаюшую последовательно 30 соединенные виброизмерительный преобразователь, блок коррекции и измерительный прибор, и цепь коррекции, включаюшую соединенные последовательно датчик оборотов вала двигателя и преобразователь частотааналог, выход которого подключен к управляющему входу блока коррекции, выполненного в виде частотно-модулированного генератора, управляющего самописцем (2).
При наличии, датчика оборотов и преобразователя частота-аналог можно . учесть влияние флуктуаций оборотов двигателя на уровень акустического шума и расчетным путем привести этот уровень к оборотам, на которых оггределяется контрольный уровень.
Однако необходимость расчетных операций усложняет процесс диагностики и снижает ее точность, Цель изобретения — упрощение процесса диагностики и повышение ее точности.
Поставленная цель достигается тем, что блок коррекции выполнен в виде усилителя с управляемым коэффициентом передачи.
714207
Формула изобретения
Составитель Ю. Грузов
Техред М.Кузьма Корректор Г Решетник
Тираж 1019, Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
130 5 Москва Ж-35 Ра ская наб 4/5
Редактор A. Семенова
Заказ 9272/36
1 3 .с Р"
° r.
Филиал ППП Патент, r, ужгород, ул. Проектная,4
Изобретение иллюстрируется чертежом, на котором изображена блок-схема устройства.
Устройство содержит цепь измерения, в которую входят последовательно соединенные виброизмерительный преобразователь 1, блок коррекции в виде усилителя 2 с управляемым коэ фициентом передачи и измерительный прибор 3, и цепь коррекции, состоящую из датчика 4 оборотов, подключенного к управляющему входу усили тедя 2 через преобразователь 5 частота-аналог.
Устройство работает следующим образом.
Виброизмерительный преобразовател
1 расположен на корпусе диагности- руемого двигателя. На коленвале двиг теля устанавливается датчик 4 оборотов. Сигнал, снимаемый с виброизмерительного преобразователя и пропорцйональный уровню акустического шума,поступает на усилитель 2 с управ1 ляемым коэффициентом передачи и затем на измерительный прибор 3. Показания измерительного прибора, та ким образом, будут зависеть от коэффйциента передачи усилителя 2 и от уровня акустического шума, в свою очередь зависящего от флуктуации оборотов. Если коэффициент передачи усилителя 2 будет изменяться в соот« ветствии с изменением оборотов двигателя, то уровень акустического шума автоматически будет приводиться к уровню на оборотах, При которЫх определялся контрольный уровень.
Эту задачу решает цепь коррекции, Сигнал с датчика 4 оборотов, пропорциональный оборотам двигателя, через преобразователь 5 частота-аналог подается на управляющий вход усилителя 2, изменяя его коэффициент передачи таким образом, чтобы при любом состоянии исследуемого двигателя показания измерительного прибора 3 не зависили от флуктуации оборотов, Подобное выполнение устройства позволяет упростить процесс диагностики и повысить ее точность.
Устройство для виброакустической диагностики двигателей, содержащее цепь измерения, включающую последовательно соединенные виброизмерительный преобразователь, блок коррекции и измерительный прибор, и цепь коррекции, включающую соеди- ненные последовательно датчик оборотов вала двигателя и преобразователь частота-аналбг, выход которого подключен к управляющему входу блока коррекции, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью упрощения процесса диагностики и повышения ее точности, блок коррекции выполнен в виде усилителя с управляемым коэффициентом передачи.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР
Р 266306, кл. G 01 М 15/00, 04.09.67.
2. Вибрационная техника. Материалы семинара. Сб.1. МДНТП им. Ф.Э.Дзержинского. М,, 1965, с. 100-108 про- . тотип) .