Способ сигнализации об аварийном отклонении контролируемого параметра газотурбинного двигателя
Реферат
СПОСОБ СИГНАЛИЗАЦИИ ОБ АВАРИЙНОМ ОТКЛОНЕНИИ КОНТРОЛИРУЕМОГО ПАРАМЕТРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ от допустимой величины путем измерения текущего значения контролируемого параметра, сравнения его с допустимой величиной и выдачи с временной задержкой при превышении контролируемым параметром допустимой величины сигнала аварийной ситуации, отличающийся тем, что с целью исключения ложной информации и повышения надежности, величину временной задержки выдачи сигнала аварийной ситуации корректируют обратно пропорционально квадрату величины отклонения контролируемого параметра.
Изобретение относится к способам контроля работы системы регулирования газотурбинных двигателей (ГТД) и может быть использовано для предотвращения аварийной ситуации при отклонении контролируемых параметров двигателей за допустимые пределы. Известен способ сигнализации об аварийном отклонении контролируемого параметра ГТД от допустимой величины путем измерения текущего значения контролируемого параметра, сравнения его с допустимой величиной и выдачи с временной задержкой при превышении контролируемым параметром допустимой величины сигнала аварийной ситуации. Недостаток известного способа возможность появления ложной информации из-за наличия заранее определенной, фиксированной задержки по времени в выдаче сигнала аварийной ситуации. Целью изобретения является исключение ложной информации и повышение надежности. Поставленная цель достигается тем, что величину временной задержки выдачи сигнала аварийной ситуации корректируют обратно пропорционально квадрату величины отклонения контролируемого параметра. На чертеже представлена блок-схема устройства для осуществления данного способа. Это устройство предназначено для сигнализации аварийного отклонения положения направляющих аппаратов компрессора ГТД от заданного. Устройство содержит датчик 1 частоты вращения ротора ГТД, блок 2 измерения природной частоты вращения, задающий блок 3 угла поворота направляющих аппаратов, датчик 4 угла поворота направляющих аппаратов, блок 5 измерения, блок 6 сравнения, блок 7 временной задержки, формирующий блок 8, сигнальный элемент 9 и блок 10 переключения. Устройство работает следующим образом. С датчика 1 частоты вращения ротора компрессора ГТД и блока 2 измерения приведенной частоты вращения подается сигнал на задающий блок 3 угла поворота направляющих аппаратов в зависимости от приведенной частоты вращения ротора, а с датчика 4 и блока 5 измерения текущего значения угла поворота направляющих аппаратов подаются сигналы на блок 6 сравнения текущего значения угла поворота с заданным; туда же подает сигнал задающий блок 5 угла поворота направляющих аппаратов в зависимости от приведенной частоты вращения ротора. На блоке 6 сравнения вырабатывается сигнал ошибки регулирования, который подается на блок 7 задержки выдачи сигнала аварийной ситуации, затем идет формирование аварийного сигнала на блоке 8, который передается на сигнальный элемент 9 и блок 10 переключения системы регулирования на резервную. Время задержки зависит от величины ошибок регули рования tзад.= где tзад. время задержки выдачи команды перевода регулирования из компрессора на резервную гидромеханическую систему; величина ошибки регулирования в градусах; К постоянный коэффициент с размерностью град2 с, определяемый эмпирически для данной марки двигателя. При постоянном коэффициенте К 1,25 град2 с и величине ошибки регулирования мин 1о допустимое рассогласование tзад.max 1,25 с, а при предельно допустимом значении max 5o величина задержки tзад.мин 0,05 с. Таким образом, с изменением величины отклонения параметра за допустимые границы в пределах от 1о до 5о время задержки выдачи сигнала аварийного отклонения параметра за допустимые границы изменяется от 1,25 до 0,05 с, т.е. обратно пропорционально квадрату величины отклонения указанного параметра. Таким образом, использование данного способа сигнализации об аварийном отклонении контролируемого параметра ГТД позволит исключить выдачу ложного сигнала и переключение системы регулирования на резервную. Благодаря этому повышается эксплуатационная надежность системы регулирования и отпадает необоснованное проведение регламентных работ, связанных с ложным отказом системы регулирования.
Формула изобретения
СПОСОБ СИГНАЛИЗАЦИИ ОБ АВАРИЙНОМ ОТКЛОНЕНИИ КОНТРОЛИРУЕМОГО ПАРАМЕТРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ от допустимой величины путем измерения текущего значения контролируемого параметра, сравнения его с допустимой величиной и выдачи с временной задержкой при превышении контролируемым параметром допустимой величины сигнала аварийной ситуации, отличающийся тем, что с целью исключения ложной информации и повышения надежности, величину временной задержки выдачи сигнала аварийной ситуации корректируют обратно пропорционально квадрату величины отклонения контролируемого параметра.РИСУНКИ
Рисунок 1MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе
Номер и год публикации бюллетеня: 36-2000
Извещение опубликовано: 27.12.2000