Транспортное средство сельскохозяйственного назначения

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Советских

Социалистических

Республик

ОПИСЛНИЕ.

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДВТВЛЬСТВУ (ii> 715042 (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 30.06.78 (21) 2638982/30-15 с присоединением заявки № (23) Приоритет— (51) М. Кл

А 01 В 59/04

Государственный NoNffFt

СССР оо делам изобретений н открытий (53) УДК 631 3. .072 (088,8) Опубликовано 15.02.80. Бюллетень № 6

Дата опубликования описания 25.02.80 (72) Авторы изобретения

Е. В. Габай, Г. М. Кутьков, А. Ф. Детина, В. Н. Петрашек, И. Г. Зандман, H. Ф. Чухчин, П. Д. Меньков, Ю. А. Кузнецов, И. П. Ксеневич, E. Н Козлов и В. М. Яцковский (71) Заявитель (54) ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО СЕЛЬСКОХОЗЯИСТВЕННОГО

НАЗНАЧЕНИЯ

Изобретение относится к сельскохозяйственному машиностроению, а именно к транспортным средствам сельскохозяйственного назначения.

Известно транспортное средство сельскохозяйственного назначения, содержащее шарнттрно соединенные между собой посредством сцепных устройств с поперечиной и прицепных поворотных тяг энергетическую и боковые технологические транспортные тележки, снабженные всеми индивидуально управляемыми и гидроприводными колесами (1) .

Для перестроения данного транспортного средства из транспортного положения в рабочее и наоборот необходимо поочередно соединять (или разъединять) энергетическую тележку с каждой технологической тележкой индивидуально, что связано с непроизводительными затратами времени, а из-за фиксированного расстояния между вертикальными шарнирами, являющимися центрами разворота технологических тележек, невозможно применять секции сельскохозяйственных орудий разной ширины захвата.

Наиболее близким к изобретению является транспортное средство сельскохозяйственного назначения, содержащее энергетическую и боковые технологические транспортные тележки с рамами и навесными меха5 низмами, имеющие гидроприводы с устройствами дифференциального управления и соединенные между собой раздвижным брусом, выдвижные секции которого соединены с рамами технологических тележек вертикальными блокируемыми шарнирами и гидроцилиндрами с поворотными рычагами (2).

Основным недостатком известного транспортного средства является ограниченная

15 маневренность при движении по дорогам с поднятыми орудиями, поскольку. не предусмотрено «сламывание» поперечного соединительного бруса в средней части. Это затрудняет прохождение средством кривоэ линейных участков и поворотов. Универсальность транспортного средства снижается из-за невозможности использования его c известными нескладными сельскохозяйственными орудиями.

715042

Целью изобретения является повышение универсальности и маневренности транспортного средства.

Это достигается тем, что транспортное средство снабжено дополнительной центральной технологической тележкой, а поперечный брус выполнен, по крайней мере, из двух секций, которые соединены между собой гидроцилиндром и закреплены с помощью продольных горизонтальных шарниров на раме центральной технологической тележки, которая соединена с задней навеской энергетической тележки.

На фиг. 1 схематически изображено транспортное средство, вид сверху; на фиг.

2 — то же, вид сзади; на фиг. 3 — вид по срелке А на фиг. 1; на фиг. 4 — вид по стрелке Б на фиг. 2; на фиг. 5 — схема регулятора давления; на фиг. 6 — транспортное средство в транспортном положении, вид сбоку; на фиг. 7 — 9 — схемы агрегатирования транспортного средства (для междурядной обработки посева, совмещенной с почвообработкой, пахоты).

Транспортное средство сельскохозяйственного назначения содержит энергетическую тележку 1, две боковые 2 и центральную 3 технологические тележки, соединенные между собой раздвижным поперечным брусом 4. Энергетическая тележка 1 снабжена рамой, на которой установлена кабина 5, двигатель 6, навесной механизм 7.

Ходовая система энергетической тележки состоит из четырех ведущих 8 и передних управляемых 9 колес. Навесной механизм снабжен устройством 10 автосцепки.

Каждая из технологических тележек 2, 3 снабжена рамой 11, 12, ведущим мостом

13, навесным механизмом 14 и шкворнями

15, 16 вертикальных шарниров. Шкворни

15 боковых технологических тележек 2 соединены с корпусами ведущих мостов 13 продольными горизонтальными шарнирами 17, шкворень 16 центральной технологической тележки 3 жестко соединен с корпусом ведущего моста.

Поперечный брус 4 выполнен из двух секций 18, внутренние концы 19 секций соединены между собой гидроцилиндром 20 и продольными горизонтальными шарнирами 21 с взаимноповоротными блокируемыми цапфами 22. На наружных концах 23 секций 18 установлены разрезные с клеммным зажимом цапфы 24, которые можно перемещать вдоль бруса 4. Цапфы 24 жестко соединены с цапфами 25 вертикальных шарниров боковых технологических тележек 2 посредством наклонных стоек 26 и образуют вместе выдвижные секции 18 поперечного бруса 4. На шкворнях 15, 16 закреплены поворотные рычаги 27, которые соединены со штоками гидроцилиндров 28 разворота технологических тележек 2, 3.

Поворотные цапфы 22 соединены между собой фиксатором 29 и шкворнем 16. Фиксатор 29 выполнен в виде откидной, шарнирно присоединенной на оси 30 к одной из поперечных цапф 22 шпонки, которая уложеS на в сквозной наружный паз соответствующего сечения на поверхности поворотных цапф 22. Шпонка фиксируется гайкой 31.

Рама 12 центральной технологической тележки 3 соединена устройством автосцепки 10 с навесным механизмом 7 энергети!

О ческой тележки 1.

Привод ведущих колес 8 энергетической тележки ведущего моста центральной технологической тележки 3 осуществляется от двигателя 6 посредством механической сту1s пенчатой трансмиссии. При этом энергия двигателя к ведущему мосту центральной технологической тележки 3 подводится через вал отбора мощности 32, карданный вал

33 и раздаточную коробку (на фигурах не

20 показана), установленную на раме центральной технологической тележки 3. От этой раздаточной коробки синхронно с ведущими колесами 8 и ведущим мостом центральной технологической тележки 3 приводится также насосная установка гидро21 привода ведущих мостов боковых технологических тележек 2. Каждый из последних снабжен индивидуальным гидромотором 34 с электромагнитной соединительной муфтой, которая служит для отключения приво30 да ведущих мостов 13.

На одной из поворотных цапф 22 жестко закреплен рычаг 35 с вильчатым пазом на конце. В двустороннем контакте с рычагом

35 находится палец 36 рычага 37 устройств ва дифференциального управления гидроприводами. Оно обеспечивает пропорциональное углу поворота рычага 37 увеличение подачи рабочей жидкости к одному гидромотору 34 и уменьшение подачи — к другому. Угловое отклонение рычага 37 от нейтрального положения возникает либо при управляющем воздействии водителя, изменяющего направление движения энергетической тележки 1 поворотом управляемых колес 9, либо при возмущающем воздействии со стороны орудий, связанного со смещением равнодействующей их сил тягового сопротивления от продольной оси центральной технологической тележки 3 и угловым отклонением поперечного бруса 4 относительно шкворня 16 вертикального шарнира

При последующем перераспределении подачи рабочей жидкости между гидромоторами частота вращения колес отстающей боковой технологической тележки возрастает, а колес забегающей боковой технологической тележки уменьшается до тех пор, пока поперечный брус 4 не займет перпендикулярное к продольной оси энергетической тележки 1 положение, а рычаги 35 и

715042

Ü7 — нейтральное положение. Таким образом, указанная система управления обеспечивает отслеживание поперечным брусом 4 положения, в котором он перпендикулярен продольной оси энергетической тележки l.

При малых углах отклонения (до 30 ) рычаги 35 и 37 не теряют взаимного контакта.

При включении гидроцилиндра 28 разворота центральной технологической тележки 1 для перестроения агрегата в транспортное положение центральная технологичес кая тележка 1 разворачивается на. 90 . При определенном предельном значении угла поворота 30 палец 36 рычага 37 выходит из вильчатого паза рычага 35 и рычаг 37 остается в этом положении, прижимаясь к упору 38 пружиной 39. При обратном развороте центральной технологической тележки палец 36 рычага 37 обратно попадает на паз рычага 35 и взаимный контакт рычагов 35 и 37 восстанавливается.

Для сохранения управляемости агрегата при ухудшении сцепления колес боковых технологических тележек 2 производится перераспределение сцепного веса между центральной и боковыми технологическими тележками в сторону увеличения вертикальной нагрузки на колесах последних.

Эту функцию выполняет гидроцилиндр 20, в рабочую бесштоковую полость которого включен регулятор 40 давления. Регулятор

40, представляющий собой автомат разгрузки насоса, содержит золотник 41 с пружиной 42 и плунжерами 43 и 44 разного диаметра, расположенные в корпусе 45, гидроаккумулятор 46, обратный клапан 47 и дроссель 48 с малым сопротивлением. Затяжка пружины 42 осуществляется положением толкателя 49, которое задается поворотом рукоятки 50 управления, связанной с корпусом 45 ходовой резьбой (с крупным шаroM) . Давление рабочей жидкости в бесштоковой полости гидроцилиндра 20, связанной с гидроаккумулятором 46, определяется уровнем зарядки последнего. Уровень зарядки гидроаккумулятора 46 определяется величиной затяжки пружины 42. Усилие пружины 42, действующее на золотник 41, уравновешивается разницей сил давления рабочей жидкости на плунжеры 43 и 44.

В этом случае полости 51 и 52 соединены между собой и рабочая жидкость от насоса гидросистемы при небольшом избыточном давлении, определяемом сопротивлением дросселя 48, поступает на слив. Обратный клапан 47 заперт. Золотник 41 удерживается в крайнем правом положении разницей сил давления рабочей жидкости гидроаккумулятора на плунжеры 43 и 44. Дополнительно к этому на левый торец 53 золотника 41 действует сила давления рабочей жидкости вследствие сопротивления дросселя 48.

Если необходимо увеличить давление рабочей жидкости в гидроаккумуляторе 46 и гидроцилиндре 20, рукоятку 50 необходимо повернуть в сторону, соответствующую перемещению толкателя 49 влево (по фигуре) и затяжке пружины 42. При этом золотник 41 смещается влево, полости 51 и

52 разъединяются. Давление рабочей жидкости в полости 52 поднимается, сила давления рабочей жидкости на торец 53 золотника 41 падает до нуля, поскольку поток

10 рабочей жидкости через дроссель 48 прекращается. Как только давление в полости 52 превзойдет давление рабочей жидкости в гидроаккумуляторе 46, обратный клапан 47 откроется и рабочая жидкость от насоса гидросистсмы начнет поступать в гидроаккумулятор, повышая в нем давление до тех пор, пока золотник 41 не вернется опять в правое крайнее положение (исходное). При этом давление в гидроцилиндре

20 и вертикальная нагрузка колес боковых о технологических тележек 2 возрастают.

При рабочем движении на гоне вертикальные шарниры боковых технологических тележек 2 заблоки рова ны. Н апра в.ченне движения задается колесами 9 энергетической тележки 1, которыми управляет водитель.

В соответствии с углом их поворота энергетическая тележка 1 вместе с центральной технологической тележкой 3 начинают разворот по заданному радиусу. Устройство дифференциального управления гндроприsÎ водами боковых технологических тележек

2 обеспечивает автоматически такую разницу в подаче рабочей жидкости в гидромоторы 34 и частоте вращения колес забегающей и отстающей боковых технологических тележек, при которой поперечный брус 4 занимает перпендикулярное положение к продольной оси энергетической тележки, соответствующее нейтральному положению рычагов 35 и 37. В конце гона посредством навесных механизмов 14 каж40 дая из трех секций орудий (на фигурах не показаны) выглубляется и агрегат совершает разворот на 180 С с радиусом, раг>ным половине ширины захвата орудий. Необходимая разность частоть вращения колес забегающей и отстающей боковых технологических тележек 2 обеспечивается устройством дифференциального управления гидроприводами боковых технологически х тележек.

so

Копирование неровностей поля колесами технологических тележек обеспечивается продольными горизонтальными шаркирами 17, 21, а также благодаря плавающему положению гидроцилиндра навесного меss ханизма 7 энергетической тележки. Для изменения расстояния между навесными механизмами 14 разрезные цапфы 24 освобождаются от зажима, боковые технологи715042

l ческие тележки 2 разворачиваются гидроцийиндрами 28 на 90 и включается гидропривод боковых технологических тележек о вала отбора мощности энергетической тележки до тех пор, пока боковые технологи ческие тележки 2 не займут необходимого положения относительно центральной технологической тележки 3. После этого разрезные цапфы 24 клеммными зажимами фиксируются в новом положении на поперечном брусе 4.

При перестроении агрегата в транспортное положение крайние секции орудия выглубляются и поднимаются, вертикальные шарниры боковых тележек 2 разблокируются и эти тележки посредством гидроцилиндров 28 разворачиваются на 90 . Затем после разъединения автосцепки, гидромагистралей и вала отбора мощности энергетическая тележка 1 занимает в агрегате новое положение, рядом с боковой технологической тележкой 2. При этом соединение ее с технологическими тележками осуществляется дышлом 54. Далее соединяются гидромагистрали, выглубляется и поднимается центральная секция орудия, посредством гидроцилиндра 28 центральная технологическая тележка 1 также разворачивается на 90, после чего полости гидроцилиндра запираются и шкворень 16 оказывается заблокированным с левой секции поперечного бруса 4. После блокировки поворотных цапф 22 и блокировки вертикального шарнира правой боковой технологической тележки 2 агрегат готов к движению в транспортном положении. Соединение гидроцилиндра 20 с секциями 18 поперечного бруса 4 посредством двухстепенных шарниров

55 не препятствует «слому» поперечного бруса 4 относительно шкворня 16 (в горизонтальной плоскости) при поворотах агрегата в транспортном положении. При перестроении предлагаемого агрегата из рабочего положения в транспортное в отличие от известного не требуется дважды разворачивать колеса, что, с одной стороны, сокра щает время перестроения, а, с другой, — уменьшает количество вертикальных шарниров с семи до трех, тем самым упрощается конструкция.

Габаритная ширина агрегата в транспортном положении определяется шириной захвата секции орудия.

В зависимости от назначения агрегата транспортное средство может комплектоваться тремя, двумя и одной технологической тележкой.

При агрегатировании с почвообрабатываюгцими однооперационными орудиями небольшой энергоемкости реализуется схема на фиг. 7. При этом могут использоваться серийно выпускаемые орудия 56, работающие в тяговом режиме, или орудия 57, работающие в режиме толкания.

Г1ри отсоединении от центральной тележки одной из секций поперечного бруса 4 с одной боковой технологической тележкой 2 получается агрегат с двумя технологическими тележками 2, 3. При этом тележки располагаются цугом, что позволяет эше1!! лонизировать в агрегате от двух орудий 58, 59 (а при использовании навесного механизма энергетической тележки 1 до трех орудий), совмещающих несколько технологических операций (фиг. 8).

При полном отсоединении поперечного бруса 4 от центральной технологической тележки (фиг. 9) агрегат состоит из энергетической тележки 1 и одной технологической (центральной) тележки 3. В этом случае он может использоваться с лемешным плугом 60 на пахоте.

Формула изобретения

Транспортное средство сельскохозяйственного назначения, содержашее энергетическую и боковые технологические транспортные тележки с рамами и навесными механизмами, имеющие гидроприводы с устройствами дифференциального управления и соединенные между собой раздвижным брусом, выдвижн»е части которого соединены с рамами технологических тележек вертикальными блокируемыми шарнирами и гидроцилиндрами с IloBopoTHblMH рычагами, отличающееся тем, что, с целью повышения универсальности и маневренности транспортного средства, оно снабжено дополнительной центральной технологической тележкой, а поперечный брус выполнен, по крайней мере, из двух секций, которые соединены между собой гидроцилиндром и закреплены с помощью продольных горизонтальных шарниров на раме центральной технологической тележки, которая соединена с задней навеской энергетической тележки.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

l. Авторское свидетельство СССР № 534192, кл. Л 01 В 59/04, 1974.

2. Авторское свидетельство СССР по заявке № 2490344/30-15, кл. А О! К 59/04, 27.05.77 (прототип) .

715042

Й/2. 7

Составитель В. Майков екред К 11!уфриц Корректор М. ШаРОиии

Тираж 723 Подписное

ЦН И И П И Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5 филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Редактор E. Хорина

Заказ 9390/1