Опора судового валопровода
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
,715386
Союз Советских
Социалистических
Республик
r. g
Б."ф р .
/ (6l ) Дополнительное к авт. спид-ву— (22) Заявлено 26.09,77 (2! ) 2526364/27-11 с присоединением заявки РЙ (23) Приоритет— (51Э . КлВ 63 Н 21/30
В 60 К 5/12
Ваударстввювй каивтвт
СССР ао делам «эабрвтвний и втврьпкй
Опубликовано 15.02,80, Бюллетень М 6 (5З) УДK 629.12. .011.82 (088.8) 1
Дата опубликования описания 25.02.80 (72) Автор изобретения
И. А. Латман
Проектно-конструкторское бюро Главного управления речного флота при Совете Министров Украинской CCP (71) Заявитель
1 (54) ОПОРА СУДОВОГО ВАЛОПРОВОДА
Изобретение относится к судостроению.
Известна опора судового валопровода, содержащая корпус подшипника, смонтированный на опорной плите посредством направляющих шпилек, и компенсатор деформаций, имеющий два встречно направленных горизонтальных клина, 5 связанных между собой пружиной, и два сопряженных с ними вертикальных клина, один из которых связан с фундаментом, а другой —, с корпусом подшипника.
Цель изобретения — снижение трудоемкости монтажа опоры.
Для этого в предлагаемом устройстве компенсатор деформаций снабжен винтовым мехаиизt5 мом, включающим болт и гайку, причем болт соединен с горизонтальным клином, а пружина установлена между гайкой и другим горизонтальным клином, при этом опора снабжена goполнительными пружинами, взаимодействующими с опорной плигой и корпусом подшипника, а дополнительные пружины имеют механизмы регулирования их затяжки и установлены на направляющих шпильках.
На фиг. 1 изображена предлагаемая опора судового валоцровода; на фиг. 2 — компенсатор деформации; на фиг. 3 — то же (вариант выполнения) .
Опора судового валопровода содержит корпус 1 подшипника и компенсатор деформаций, состоящий из двух встречно направленных горизонтальных. клиньев 2 и 3, связанных между собой пружиной 4 сжатия, и двух сопряженных с клиньями 2 и 3 вертикальных клиньев
5 и 6. Компенсатор деформаций смонтирован в корпусе 7, закрепленном на опорной плите
8, которая установлена посредством клинбвых прокладок 9 на фундаменте 10 и прикреплена к нему болтами 11, шайбами 12 и гайками 13.
В корпус 7 вставлена крышка 14, лежащая йа опорной поверхности клина 5. Пружина 4 размещена в стакане 15, установленном в расточках клиньев 2 и 3. При этом стакан 15 упирается своим буртом в торец расточки клина 3.
Между дном стакана и торцом расточки клина 2 имеется зазор. Через отверстия, выполненные в клине 2 и дне стакана 15,в пружину 4 вставлен болт 16, несущий нажимную шайбу
17 и гайку 18, Винтовой механизм, включающий гайку 18 н болт 16, служит регулятором затяжки пружины 4.
Для обеспечения доступа к указанному регулятору в крышке 14 и корпусе 7 компенсатора выполнены отверстия, причем отверстие в корпусе закрыло заглушкой 19. Для ориентации клиньев относительно этих отверстий в корпусе 7 закреплены установочные штифты
20 под клин 6.
На опорной плите 8 закреплены направляющие шпильки 21, на которые установлен корпус подшипника. На шпильках 21 установлены дополнительные пружины 22 с механизмами регулироваии4 их затяжки, включающими шайбы
23 и гайки 24, навинченные на шпильки 21, На кръппке 14 установлен штифт 25, введенный в паз в корпусе 7 и предназначенный для ограничения перемещения крьппки 14 внутри корпуса 7.
Опора работает следующим образом.
В статическом состоянии нагрузка, воспринимаемая со стороны корпуса 1 подшипника клином 5, передается на клин 6 через клинья
2 и 3. которые удерживаются в йеподвижном состоянии усилием пружины 4 и силайи тре шя на сопряженнЫх поверхностях клиньев.
При изменении нагрузки в пределах застойной зоны взаиморасположение клиньев 2, 3, 5, 6 не изменится. Границы застойной зоны определяются величинами усилий выталкивания и вталкивания клиньев 2 и 3, зависящих от углов уклона клиньев, коэффициентов трения н усилиЯ пружины. При изменении нагрузкй в пределах застойной зоны корпус 1 по1ппнпника "неподвижен относительно корпуса судна.
Если нагрузка со стороны корпуса 1 под шипника превысит,величйну усилия выталкивания клинив 2 и 3, то клин 5 вместе с крышкой 14 будет приближаться к клину б, заставляя клинья 2 и 3 раздвигаться. Прн этом пружина 4 сжимается, корпус 1 подшипника опускается по шпилькам 21, а пружины 22 разжимаются. Компенсатор переходит в новое устойчивое состояние.
715386 4
Зазоры между стаканом 15 и клиньями 5 и
6 выбирают такими, чтобы обеспечить опускание корпуса 1 подшипника до соприкосновения с опорной плитой 8.
При уменьшении нагрузки клинья 2 н 3 будутстягиваться пружиной 4 и перемещать клин
5 вверх вместе с корпусом подшипника. Регулируя посредством винтовой пары болт 16— гайка 18 затяжку пружин 4, можно настроить опору на требуемый режим работы.
При малых углах уклона клиньев 2 н 3 удобнее испольэовать другой вариант выполнения компенсатора деформаций (см. фиг, 3).
28 и гайками 29. Резьбовой регулятор зажатня пружины Ь данном случае включает гайку 29
2о и винтовой зацеп 27.
Формула изобретения
25 Опора судового валопровода, содержащая корпус подшипника; смонтированный на опорной плите посредством направляющих шпилек, и компенсатор деформаций, имеющий два встречно направленных горизонтальных клина, свяN занных между собой пружиной, и два сопряженных с ними вертикальных клина, один нз которых связан с фундаментом, а другой— с корпусом подшипника, отличающаяся тем, что, с целью снижения трудоемкости мон35 тажа ойоры, компенсатор цеформацнй снабжен винтовым механизмом, включающим болт н гайку, причем болт связан с одним нз гори- . зонтальных клиньев, а пружина установлена между гайкой и другим горизонтальным клн40 ном, прн этом опора снабжена дополнительными пружинами, взаимодействующими с опорной плитой и корпусом подшипника, а дополнительные пружины имеют механизмы регулирования нх затяжки и установлены на направляющих
45 шпильках.
715386
Составитель В . Макеев"
Техред О,Андрейко
Корректор С. Шекмар
Редактор Е. Яковщк
Подписное
Филиал ППП "Патент", г; Ужгород, ул. Проектная; 4
Заказ 9432/16 Тираж 497
ЦНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений н открытий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5