Устройство для управления реверсом многовальной судовой дизельной установки

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

(72) Авторы изобретении

А, А. Берденников, В. П, Гуревич и М; Г. Шперлинг (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ РЕВЕРСОМ МНОГОВАЛЬНОЙ

СУДОВОЙ ДИЗЕЛЬНОЙ УСТАНОВКИ

Изобретение относится к судостроению, По основному авт. свид. и" 527339 известно устройство для управления реверсом многовильной судовой дизельной устайовки, содержащее командоаппараты, датчики частоты вращения гребных валов и связанные с ними бло ки сравнения с постоянной уставкой и блоки управления подачей топлива в двигатели, связанные с командоаппаратами через разрешаюпде репе, соединенные с ситналиэаторами по:ложения соединительных муфт, установленных .между дизелями и гребными валами. Устройство включает логический блок разрешения реверса установки, выходы которого связаны с управляющими входами разрешающих реле, а входы — с выходами блоков сравнения.

Недостатком известного устройства является ограниченность его эксплуатационных возможностей из-за жесткой программь1 обеспечения синхронного реверса гребных валов.

На режимах маневрирования, при которых руль недостаточно эффективен и основное воздействие производится с помощью асинхронного реверса гребных валов это устройство не

2 обеспечивает необходимой управляемости судна.

Цель изобретения — расширение эксплуатационных возможностей устройства.

Для этого предлагаемое устройство снабжено координаторами управляющих. команд, включенными в линию связи логического блока разрешения реверса и разрешающих реле и соединенными с командоаппаратами и блоками сравнения двигателей установки.

16

На фиг. 1 изображена структурная схема устройства; на фиг. 2 — координатор управляющих команд (вариант выполнения) .

Устройство содержит командоаппараты 1, соединенные через разрешающие реле 2 с бло15 ками 3 управления подачей топлива, соединенными муфтами 4, подключающими дизели 5 с реверс-редукторной передачей к гребным ва- лам 6. К муфтам 4 подключены сигналиэаторы 7 положения, связанные своими выходами

Ю со входами разрешающего реле 2. К гребным валам б подсоединены датчики 8 частоты вра,щения валов, выходы которых подключены к блокам.9 сравнения, связанными .своими выхо3 дами со входами логического блока 10 разре шения реверса, выходы которого соединены с другими входами реле 2. Координатор 11 управ1 ляющих команд включен в линию связи логического блока 10 и разрешающих реле 2 н сое. динен своими входами с логическим блоком

10, блоком 9 сравнен двигателя одного борта и.комзндоаппаратом Х с логическим управляющим двигателем другого борта. Выходы координаторов 11 управляющих команд подключены к управляющиМ входам разрешающих реле 2, противополоЖйъйс но отйойтеййв-к уйравляющему сигналу от командоапкаратов 1.

Координатор 11 управляющих команд может состоять из логических элементов ИЛИ, НЕ и И, обозначенных иа чертеже 12 — 14 соответственно, Устройство работает следующим образом, При необходимости обеспечения синхронного реверса гребных валов работа устройства происходит аналогично работе известного устройства по основному авт. свид. И .527339, При выполнении маневра, например при необходимости обеспечения реверса гребного вала только одного борта, управляющий сигнал от комзндоапцарата 1 поступает ня вход разрешающего реле 2 этото борта и обеспечивает автоматическое уменьшение подачи топлива в дизель 5 до величины, соответствующей его холостому ходу, и при достижении частоты вращения холостого хода дизеля опслючзет соединктельную муфту 4, разобщал дизель 5 и гребной взл 6, а также переключает реверсредукторную передачу в положение обратного вращения гребного вала.

При отключении муфты 4 изменяются сигналы на выходе из ситнализаторов 7. Это приводит к тому, что в реле 2 происходит блокирование командных сигналов, от командоаппарата 1.

В результате уменьшения частоты вращения гребного вала 6, работающего в режиме авторотации, изменяется выходной сигнал датчика

8 и при достижении им величины, равной или меньшей величины опорного сигнала уставки, задаваемого в блоке 9, выходной сигнал от

:блока.9 поступает на вход логического блока

10 разрешения реверса и на вход координатора 11.

Так как управляющий сигнал от командоайпарата 1 поступил на разрешающее реле 2 только одного двйгателж; описаннйе" вьште" операции в установке другого борта не произойдут и на выходе логического блока 10 сигнал, Формула изобретения

45 Устройство для управления реверсом многовзльной судовой дизельной установки по авт. свид. М 527339, отличающееся тем, о, с целью расширения эксплуатационных возможностей, оно снабжено координаторами упро равляющих команд, включенными в линию связи логического блока разрешения реверса и разрешающих реле и соединенными с командоаппаратами и блоками сравнения двигателей установки, 715387 4 снимающий блокировку прохождения команды от командоаппарзта 1 через реле 2 к блоку 3 на включение муфты 4, не появится.

Этот сигнал поступит от координатора 11, работающего следующим образом (см. фнг. 2), При отсутствии сигнала от командоаппарата 1 к разрешающему реле 2 другого борта на выходе логического элемента НЕ (13) коорди- натора появится сигнал, поступающий на вход

<р логического элемента И (14). На втором входе элемента И координатора сигнал появится от блока 9 после снижения частоты вращения гребного взла 6 дизеля 5, на.который поступил сигнал от командоаппарата 1.

i5 СигнзЛ с выхода элемента И (14) через логичйкий элемент ИЛИ (12), второй вход которого связан с логическим блоком 10 разрешения реверса, поступит на управляющий вход разрешающего реле 2. ро В результате будет снята блокировка прохождения управляющего сигнала от командоаЛпзратз 1 и муфта 4 включится, соединив дизель 5 с гребным валом 6. Прн этом напрзвление вращения гребного вала 6 изменится, по25 скольку реверс-редукторная передача была предварительно переключена в положение обратного вращения гребного вала.

Операции по реверсу гребного вала другого борта происходят аналогично.

Изобретение позволяет расширить функциональные возможности устройства за счет автоматического изменения заложенной в него жест.кой программы, улучшить управляемость судЗ5 на при маневрировании в стесненных условиях, а также при швартовке судна нли его отходе от пирса, а также улучшить динамику пропульсивного комплекса за счет оптимизации взаимодействия управляющих элементов — руля, дви40 гателей и винтов.

715387 к2, Составитель В. Макеев

Техред О.Андрейко

Корректор С. Шекмар

Редактор Е. Яковчнк

Подписное

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Заказ 9432/16 . Тираж 497

ЦНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раутпская наб., д. 4/5