Центробежный насос
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Союз Свветских
Социалистических
Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву
{22) Заявлено 300677 (21) ? 500099/25-06 с присоединением заявки №вЂ”
Государственный комитет
СССР ио делам изобретений и открытий (23) Приоритет
Опубликовано 1502В0. Бюллетень ¹ 6
53) УДК 621. 671 (088. 8) Дата олубликования описания 150280 (72) Авторы изобретения
A.Þ. Поли новский, И.M. Носоцов, В.Г.Зансохов и В.Д.Московский (71) Заявитель (54} ЦЕНТРОБЕЖНИЙ НАСОС
Изобретение относится к насосостроению, а именно к центробежным насосам, и предназначается преимущественно для топливных систем авиапйонных силовых установок.
Известен центробежный насос, содержащий корпус и расположенное в нем рабочее колесо с валом, снабжен-, ным упорами, между которыми установ,лен подшипник, выполненный в виде антифрйкционных втулок, закрепленных в обойме, и выполненйые в корпусе каналы для подвода охлаждающей и сМа зывающей среды. f1), Недостаток известного насоса заключается s там, что при .работе в топ;пивных системах, где уровень фильтрации перекачиваемой жидкости невйсок, пепадающие s подшипник скольжения"с жидкостью загрязнения (особенно твер-20 дые частицы) вызывают надиры на трущихся поверхностях, повышая тем сжий: износ поверхностей: трения, снижая ресурс и надежность насосов, и, как следствие, всей системы в. целом, Кроме того, занесенные с рабочей жидкостью частицы, вкрапливаясь"в.более мягкий материал, подшипника вызывают интенсивный изйос ответной твердой поверхности ротора насоса,. 30 что также приводит к износу подшипника и снижает надежность работы насоса.
Целью изобретения является повышение надежности работы насоса.
Укаэанная цель достигается тем, что на внутренней поверхности обоймы выполнено кольцевое ребро с отверстием, сообщенным с каналами, и втулки расположены по.обе стороны от ребра и имеют винтовые канавки взаимопротивоположного направления, На фиг, 1 изображен центробежный насос, продольный разрезу на фиг. 2— подшипник. насоса.
Насос содержит i
3, снабженным упорами 4 и 5, между которыми установлен подшипник, выполненный в виде антифрикционных втулок
6 и 7, закрепленных в обойме 8, В корпусе 1 выполнены каналы 9 для подвода охлаждающей и смазывающей среды. На ,внутренней поверхности 10 обоймы 8 выполнено кольцевое ребро 1.1 с отверстием 12, сообщенным с каналами 9.
Втулки 6 и 7 расположены по обе стороны от ребра 11 и имеют винтовые канавки 13 взаимопротивоположного направлений на внутренних цилиндри715824
Формула изобретения ческих поверхностях 14, Насос снабжен также отводом 15.
В рабочем колесе 2 выйолнены разгру-" зочные отверстия 16.
Работа насоса происходит следующим образом. При вращении вала 3 рабочая жидкость поступает в рабочее колесо 2 и далее к потребителю. Часть перекачиваемой жидкости иэ отвода 15 по каналам 9 поступает в отверстие 12 кольцевого ребра 11. Затем жидкость йроходит по винтовьм канавкам 13, обеспечивая смазку и охлаждение цилиндрических поверхностей втулок 6 и 7 и вала 3, смазывает и охлаждает торцовые поверхности втулок 6 и 7 и упоров 4 и
5 и поступает через разгрузочные отверстия 16 на вход рабочего колеса
2.
Продукты износа подшипника или загрязнения, попавшие с рабочей жидкостью, центробежныя силами отжимаются к периферии винтовых канавок 13, уносятся жидкостью из подшипника и возвращаются в проточную часть качающего узла насоса. Винтовые канавки
13 во втулках 6 и 7 с разным направ- 25 лением вращения выполнены таким образом, что с учетом вращения ротора образу» ют насосы трения, обеспечивая откачку жидкости из отверстия 12 в кольцэвом ребре 11, способствуя ее интен- Зп сивному протоку вдоль смаз аемых и охлаждаемых поверхностей, а также лучшей эвакуации занесенных загрязне" ний и продуктов износа подшипника.
Установка втулок 6 и 7 подшипника с упором в кольцевое ребро 11 обеспечивает их работу только на сжатие
Д при изменении направления действия осевой силы на рабочее колесо 2 насоса.
Таким образом, выполнение насоса со втулками подшипника, воспринимающими радиальные и осевые силы разного направления и установленными в одном элементе, обеспечивает, компактную конструкцию и упрощает технологию изготовления, а выполнение винтовых канавок противоположного направления улучшает эвакуацию загрязнений иэ подшипника, что повышает йадежность работы насоса.
Центробежный насос, содержащий корпус и -расположенное в нем рабочее колесо с валом, снабженным упорами, между которыми установлен подшипник, выполненный в виде антифрикционных втулок, закрепленных в обойме, и выполненные в корпусе. каналы для подвода охлаждающей и смазывавщей среды, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности, на внутренней поверхности обоймы выполнено кольцевое ребро с отверстием, сообщенным с каналами, и втулки расположены по обе стороны от ребра и имеют винтовые канавки взаимопротивоположного направления.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Васильцов Э.А„ Невелич В.З.
Герметические электронасосы. Л., Машиностроение, 1968, с.227, рис. 110.
715824
4 . г
Составитель Л.Анисимова
Редактор M,Âàñèëüåâà Техред Н. Ковалева Корректор В.Синицкая
Заказ 9488/31 Тираж 725 Подп и оное
ЦНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
М йй ВЫ МФ ю б
Филиал ППП fIBTGHT, г.ужгород, ул. Проектная, 4