Центробежный насос

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Свветских

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву

{22) Заявлено 300677 (21) ? 500099/25-06 с присоединением заявки №вЂ”

Государственный комитет

СССР ио делам изобретений и открытий (23) Приоритет

Опубликовано 1502В0. Бюллетень ¹ 6

53) УДК 621. 671 (088. 8) Дата олубликования описания 150280 (72) Авторы изобретения

A.Þ. Поли новский, И.M. Носоцов, В.Г.Зансохов и В.Д.Московский (71) Заявитель (54} ЦЕНТРОБЕЖНИЙ НАСОС

Изобретение относится к насосостроению, а именно к центробежным насосам, и предназначается преимущественно для топливных систем авиапйонных силовых установок.

Известен центробежный насос, содержащий корпус и расположенное в нем рабочее колесо с валом, снабжен-, ным упорами, между которыми установ,лен подшипник, выполненный в виде антифрйкционных втулок, закрепленных в обойме, и выполненйые в корпусе каналы для подвода охлаждающей и сМа зывающей среды. f1), Недостаток известного насоса заключается s там, что при .работе в топ;пивных системах, где уровень фильтрации перекачиваемой жидкости невйсок, пепадающие s подшипник скольжения"с жидкостью загрязнения (особенно твер-20 дые частицы) вызывают надиры на трущихся поверхностях, повышая тем сжий: износ поверхностей: трения, снижая ресурс и надежность насосов, и, как следствие, всей системы в. целом, Кроме того, занесенные с рабочей жидкостью частицы, вкрапливаясь"в.более мягкий материал, подшипника вызывают интенсивный изйос ответной твердой поверхности ротора насоса,. 30 что также приводит к износу подшипника и снижает надежность работы насоса.

Целью изобретения является повышение надежности работы насоса.

Укаэанная цель достигается тем, что на внутренней поверхности обоймы выполнено кольцевое ребро с отверстием, сообщенным с каналами, и втулки расположены по.обе стороны от ребра и имеют винтовые канавки взаимопротивоположного направления, На фиг, 1 изображен центробежный насос, продольный разрезу на фиг. 2— подшипник. насоса.

Насос содержит i

3, снабженным упорами 4 и 5, между которыми установлен подшипник, выполненный в виде антифрикционных втулок

6 и 7, закрепленных в обойме 8, В корпусе 1 выполнены каналы 9 для подвода охлаждающей и смазывающей среды. На ,внутренней поверхности 10 обоймы 8 выполнено кольцевое ребро 1.1 с отверстием 12, сообщенным с каналами 9.

Втулки 6 и 7 расположены по обе стороны от ребра 11 и имеют винтовые канавки 13 взаимопротивоположного направлений на внутренних цилиндри715824

Формула изобретения ческих поверхностях 14, Насос снабжен также отводом 15.

В рабочем колесе 2 выйолнены разгру-" зочные отверстия 16.

Работа насоса происходит следующим образом. При вращении вала 3 рабочая жидкость поступает в рабочее колесо 2 и далее к потребителю. Часть перекачиваемой жидкости иэ отвода 15 по каналам 9 поступает в отверстие 12 кольцевого ребра 11. Затем жидкость йроходит по винтовьм канавкам 13, обеспечивая смазку и охлаждение цилиндрических поверхностей втулок 6 и 7 и вала 3, смазывает и охлаждает торцовые поверхности втулок 6 и 7 и упоров 4 и

5 и поступает через разгрузочные отверстия 16 на вход рабочего колеса

2.

Продукты износа подшипника или загрязнения, попавшие с рабочей жидкостью, центробежныя силами отжимаются к периферии винтовых канавок 13, уносятся жидкостью из подшипника и возвращаются в проточную часть качающего узла насоса. Винтовые канавки

13 во втулках 6 и 7 с разным направ- 25 лением вращения выполнены таким образом, что с учетом вращения ротора образу» ют насосы трения, обеспечивая откачку жидкости из отверстия 12 в кольцэвом ребре 11, способствуя ее интен- Зп сивному протоку вдоль смаз аемых и охлаждаемых поверхностей, а также лучшей эвакуации занесенных загрязне" ний и продуктов износа подшипника.

Установка втулок 6 и 7 подшипника с упором в кольцевое ребро 11 обеспечивает их работу только на сжатие

Д при изменении направления действия осевой силы на рабочее колесо 2 насоса.

Таким образом, выполнение насоса со втулками подшипника, воспринимающими радиальные и осевые силы разного направления и установленными в одном элементе, обеспечивает, компактную конструкцию и упрощает технологию изготовления, а выполнение винтовых канавок противоположного направления улучшает эвакуацию загрязнений иэ подшипника, что повышает йадежность работы насоса.

Центробежный насос, содержащий корпус и -расположенное в нем рабочее колесо с валом, снабженным упорами, между которыми установлен подшипник, выполненный в виде антифрикционных втулок, закрепленных в обойме, и выполненные в корпусе. каналы для подвода охлаждающей и смазывавщей среды, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности, на внутренней поверхности обоймы выполнено кольцевое ребро с отверстием, сообщенным с каналами, и втулки расположены по обе стороны от ребра и имеют винтовые канавки взаимопротивоположного направления.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Васильцов Э.А„ Невелич В.З.

Герметические электронасосы. Л., Машиностроение, 1968, с.227, рис. 110.

715824

4 . г

Составитель Л.Анисимова

Редактор M,Âàñèëüåâà Техред Н. Ковалева Корректор В.Синицкая

Заказ 9488/31 Тираж 725 Подп и оное

ЦНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

М йй ВЫ МФ ю б

Филиал ППП fIBTGHT, г.ужгород, ул. Проектная, 4