Подшипник скольжения

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

,,; -.,Ъ о-Ю ЛМФ Р Г1 ...I ° . ;4раэйл1 г,в, ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСК©МУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик-(61) Дополнительное к авт, сеид-ву (22) Заявлено 130278 (21) 2578790/25-27 (51) ЬА. Ил. с присоединением заявки Ио

F 16 С 17/03

Государственный комитет

СССР оо делам изобретениИ

N отнрытнй (23) Приоритет

Опубликовано 1502.80- ь >ллетень 4 6 (5З) УДК 6 21. 822, 5 (088. 8) Дата опубликования описания 1 5.028 0 (72) Авторы изобретения

A,П.Жаров, К.С.Яковлева и В.Е.Кичигин

Всесоюзный дважды ордена Трудового Красного Знамени. теплотехнический научно-исследовательский институт им..4.Э.Дзержинского (71) Заявитель

< (54) ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в т урбомаши но строе нии .

Известен подшипник скольжения, содержащий установленный в корпусе вкладыш с поворотными сегментами и распределительный коллектор, связанный с каналами для индивидуальной принудительной подачи смазки (1) ..

Однако известный подшипник скольжения недостаточно надежен, так как при отсутствии заполненного маслом межсегментного пространства недопустимо даже самое кратковременное прекращение подачи смазки в рабочий. . за-15 зор, вызванное, например, аварией s системе энергоснабжения, : Цель изобретения вЂ,повьыение надежности смазки сегментных подшипников путем дублирования принудитель- 20 ной подачи смазки за счет обеспечения самовсасывания.

Это обеспечивается тем, что в подшипнике предлагаемой конструкции HB рабочей поверхности каждого из иагру-25 женных сегментов выполнены несквозные продольные канавки, одна из кото.рых расположена у выходной,а другая у входной кромок сегмента,при этом канавки соединены между собой каналом.

Кроме того, в каждом из нагруженных сегментов выполнены дополнительные распределительный коллектор, соединенный каналами и трубопроводом с источником смазки, и несквозйая про.дольная канавка HB рабочей поверхност сегмента, сообщающаяся с канавкой, расположенной у выходной кромки сегмента, при этом дополнительные распределительный коллектор и не квозн ая продольн ая кан ав ка с се ди не ны между собой каналом.

На чертеже изображен предлагаемый подшипник скольжения.

Подшипник содержит корпус 1 с резервуаром для смазки, распределительный коллектор 2, свя занный с каналами для индивидуальной принудительной подачи смазки к сегментам, вкладыш 3 с поворотными сегментами 4, имеющими индивидуальные устройства 5 для принудительного подвода смазки непосредственно в рабочий зазор, На рабочей поверхности каждого из нагруженных сегментов 4 (в данном случае нижних) выполнены несквозные продольные канавки б и 7, одна из которых расположена у выходной кромки ,8 сегмента 4, другая у входной кром;ки 9, Канавки 6 и 7 соединены между

71 5837 собой каналом 10. На рабочей поверхности сегментов 4 выполнены также дополнительные несквозные продольные канавки 11, соединенные с канавкой 6 и с дополнительньм распределительным коллектором 12, последний соединен с источником смазки трубопроводом 13.

При вращении цапфы вала 14 поток смазки в зазоре создает разрежение в дополнительной канавке 11, вследствие чего йэ резервуара по трубопроводу

13, коллектор 12 в зазор между цапфой и сегментом подсасывается дополнительное количество смазки. Увлекаемая движущейся поверхностью цапфы вала

14 вся смазка, подаваемая в зазор принудительно и подсасываемая, поступает в канавку 6. Поскольку выходная кромка 8 поворотного сегмента .4 образовывает с цапфой вала 14 минимальный зазор, то он является сопротивлением для выхода всего количества смазки в межсегментное пространство. Основная часть смазки из канавки 6 по. каналу 10 поступает в канавку 7, и далее непосредственно в рабочий зазор между цапфой и сегментом. 25

Таким образом, подача смазки в сегментный подшипник одновременно производится двумя независимыми способами: принудительным и самовсасыванием. В случае выхода из строя при- Зц нудительного маслоснабжения подача сМазки самовсасыванием будет действовать в каждом нагруженном сегменте независимо or других сегментов.

Подсасывание смазки не прекратит- З5 ся и при снижении частоты вращения во время выбега вала, что обеспечит безаварийную остановку машины при .бездействующей системе принудительной смазки.

Описываемое изобретение повышает. надежность работы подшипников скольжения мощных турбин и генераторов.

Формула изобретения

l. Подшипник скольжения, содержащий установленный в корпусе вкладыш с поворотными сегментами и распределительный коллектор, связанный с каналами для индивидуальной принудительной подачи смазки, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью повышения надежности смазки подшипника путем дублирования принудительной подачи смазки за счет обеспечения самовсасывания, на рабочей поверхности каждого из нагруженных сегментов выполнены несквоэные продольные канавки, одна из которых расположена у выходной кромки сегмента, а другая у входной кромки сегмента, при этом канавки соединены, между собой каналом.

2. Подшипник по п.l о т л и ч а ю шийся тем, что в каждом из нагруженных сегментов выполнены дополнительные распределительный коллектор, соединенный каналами и трубопроводом с источником смазки, и несквозная продольная канавка íà рабочей поверхности сегмента, сообщакшаяся с канавкой, расположейной у выходной кромки сегмента, при этом дополнительные распрецелительный коллек.тор и несквозная продольная канавка соединены между собой каналом, Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

l. Патент CtrIA Р 3.004.804, кл. 308-73, 1961, 715837

Составитель Г. Колтанюк

ТехредН.Ковалева Корректор B.Cèíèöêàÿ

Редактор Г.Нечаева

Заказ 9490/31 Тираж 1095 Подписное

11HHHIIH Государственного комитета сссР по делам изобретений и, открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Ю ««» ««

Филиал ППП Патент, г.ужгород, ул. Проектная, 4