Вариатор скорости
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Союз Советскик
Социалистических
Республик
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТ©й:КОМУ СВИ ЕТИЛЬСТВУ )715863 (61) ДополнйФельное к авт. саид-ву (22) Заявленб 100674 (21) 2031173/25-28 (51)М. Кл.2
F 16 Н 19/04;
F 16 Н 21/42 с присоединением заявки ¹ (23) Приоритет
Государственный комитет
СССР по делам изо6ретений и открытий
Опубликовано 1502,80, Бюллетень ¹ 6 (53) УДК621. 83.
° 062. 1 (088. 8) Дата опубликования описания 150280 (72) Автор изобретения.С. В. Мирополец
Рижский Краснознаменный институт инженеров гражданской авиации имени Ленинского Комсомола (71) Заявитель (5 4 ) BAPHATOP СКОРОСТИ
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано вместо импульсных и фрикционных ва риаторов скорости, а также коробок . передач.
Известны вариаторы скорости, содержащие корпус, ведущий и ведомый валы, преобразующие механизма, каж -" дый иэ которых выполнен в виде зубча- О то-реечных передач, зубчатые колЕса которых закреплены на ведущем и ведомом валах, и кинематически свя- зывающий рейки зубчато-реечных передач рычаг с управляемой опорой (1).15
В известном вариаторе ведомый вал получает вращение через зубчато-реечную импуЛьсивную передачу с муфтами свободного хода, рейки выполнены незамкнутыми, а муфты -злект-29 рофрикционными.
Недостатком известного вариатора является наличие импульсивности ipi- щения ведомого вала из-за податли- вости электрофрикционных муфт и рез- 25 кого изменения направления движеййя зубчатых реек. Зависимость от электропитания снижает его универсаль- ность, надежность н увеличивает его стоимость, 30
Целью изобретения является повышение равномерности вращения ведо-мого вала. указанная цель достигается тем, что вариатор снабжен параллельно установленными в корпусе с возможностью осевого перемещения тягами, одни концы которых имеют направляющие для поступательного движения, в которых. расположены рейки, взаимодействующие с зубчатыми колесами ведущего вала, другие концы тяг имеют такие же направляющие, в которых расположены рейки, взаимодействующие с зубчатыми колесами ведомого вала, а зубчатые рейки, взаимодействующие с зубчатыми колесами ведущего вала, выполнены замкнутыми.
На чертеже представлен вариатор с изображением одного из нескольких преобразующих механизмов, общий вид.
Вариатор содержит корпус 1, ведущий 2 и ведомый 3 валы, преобразующие механизмы (на чертеже изображен только один преобразующий механизм), каждый из которых выполнен
s виде зубчато-реечных передач, зубчатые колеса 4 и 5 которых закреплены соответственно на ведущем 2 н
715863, 4 место зацепления взаимодействующих пар зубчатых колес и реек смещено по длине соответствующих реек.
При перемещении управляемой опоры
9 вправо при помощи управляющего винтового механизма 20 обороты ведомого вала 3 уменьшаются и при совмещении осей вращения опор 17 и 18 они равны нулю. При перемещении опоры 9 дальше вправо ведомый вал 3 начинает вращаться в обратную сторону.При фиксированном положении опоры
9 постоянное направление вращения ведомого вала 3 осуществляется эа счет того, что при подъеме ведомая рейка 7 зацепляется с колесом 5 одной
15 частью, а при опускании-противоположной. Это достигается автоматическим горизонтальным перемещением ведущей рейкой б ведомой рейки 7 и через тяги 10 и 11. зедомом 3 валах, и кинематически
"связывающий рейки б и 7 эубчатореечных передач рычаг 8 с управляемой опорой 9.
Вариатор снабжен параллельно устайовленными в корпусе 1 с возможностью осевого перемещения тягами 10 и 11, одни концы которых имеют направляющие 12 и 13 для поступательного движения, в которых расположена рейка б, взаимодействующая с зубчатым колесом 4 ведущего вала 2, а другие концы тяг имеют такие же направляющие 14 и 15, в которых расположена рейка 7, взаимодействующая с зубчатым колесом 5 ведомого вала 3.
Зубчатая рейка б, взаимодействующая с зубчатым колесом 4 ведущего жала
2, выполнена замкнутой. Неподвижно с зубчатой рейкой б закреплен ограничитель 16, препятствующий выходу йэ зацепления с рейкой 6 зубчатого 2Q колеса 4. Рычаг 8 в каждом преобразующем механизме шарнирно соединен с рейкой б с помощью опоры 17, шарHkpHo с рейкой 7 с помощью опоры 18 и прорези 19 и шаРниРно с промежуточ- 5 ной управляемой опорой 9, которая имеет возможность смещения вдоль рычага 8 с помощью управляющего механизма 20, например, винтового.
Опоры 17 и 18 могут пеРемещаться только вертикально.
Вариатор работает следующим об4 ° разом.
При зацеПлении зубчатого солеса
4 с прямыми участками рейки б дви.жение от нее через опору 17, рычаг
8 и опору 18 передается ведомой рейке 7, а от нее через зубчатое колесо 5 - к ведомому валу 3.
При зацеплении зубчатого колеса
4 с криволинейными участками рейки 40
6(это положение на чертеже изображено тонкими линиями) вращение от ведущего"вала 2 к ведомому 3 в данном преобразующем механизме не передается.
В этот момент вращение от ведущего 45 вала 2 к ведомому 3 передается с помощью такого же преобразующего механизма {не изображенного на чертеже), при этом в каждом последующем преобразующем механизме, установленном на ведущем 2 и ведомом 3 валах, по отношению к предыдущему механизму
Ф
Формула изобретения
Вариатор скорости, содержащий корпус, ведущий и ведомый валы, преобразующие механизмы, каждый из которых выполнен в виде зубчато-реечных передач, зубчатые колеса которых закреплены на ведущем и ведомом валах, и кинематически связывающий рейки зубчато-реечных передач рычаг с управляемой опорой„ отличающийся тем, что, с целью повышения равномерности вращения ведомого вала, он снабжен параллельно установленными в корпусе .с возможностью осевого перемещения тягами, одни концы которых имеют направляющие для поступательного движения, в кот< рых расположены рейки, взаимодействующие с зубчатыми ко- . лесами ведущего вала, другие концы тяг имеют такие же направляющие, в которых расположены рейки, взаимодействующие с зубчатыми колесами ведомого вала, а зубчатые рейки, взаимодействующие с зубчатыми колесами ведущего вала, выполнены замкнутыми.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Патент США 9 3490299, кл. 74-63, 1970 (прототип).!
715863
Составитель Н.Штукарев
Редактор А. Семенова Техред М.Петко Корректор Н. Задерновская
Заказ 9496/34 Тираж 1095 Подписное
ЦНИИПИ ГосуДарственного комитЕта СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д, 4/5 (Филиал ППЛ Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4