Устройство для крепления лобовых частей обмотки статора электрической машины
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Союз Советсыик
Социалистических
Республик, Государственный комитет
С.СС P но делам изобретений и открытий
3. 045 °
8.8) (72) Авторы изобретения
A.N. Ломаев, Э.Н.Комник и В.В.Молчанов
Специальное проектно-конструкторское и технологическое бюро тяжелого электромашйностроения при Лысьвенском турбогенераторном заводе (71) Заявитель
/ (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ КРЕПЛЕНИЯ 3ЮБОВЫХ
ЧАСТЕЙ ОБМОТКИ CTATOPA ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ
МАШИНЫ
Изобретение относится к электро машиностроению и может быть использовано при изготовлении статоров электрических машин с термореактивной изоляцией с вакуумнагнетательной пропиткой или другой твердой изоляцией.
Известно устройство для крепления лобовых частей обмотки статора электрической машины, содержащее шнуровой бандаж и дистанционные прокладки (1).
Такое крепление лобовых частей обмотки снижает механическую прочность, а также требует дополнительных затрат на распорные изоляционные элементы и, следовательно, повевает трудоемкость изготовления статора.
Известно и другое устройство для крепления лобовых частей обмотки ,статора электрической машины, содержащее бандажный шнур (2J.
В этом устройстве шнур бандажа . охватывает петлей две соседние по окружности части обмотки, причем один кбнец шнура проходит между этими частями обмотки, охватывая петлю снизу и сверху и являясь . началом петли, охватывающей одну из уже охваченных частей обмотки и соседнюю с ней.
Такое крепление лобовых частей обмотки статора удобно производить для однослойной обмотки и при укладке нижнего слоя двухслойной обмотки, но крепление становится эутруднительным при укладке верхнего слоя
40 обмотки. fto мере укладки второго слоя, когда обмотка уже полностью уложена в пазы, из-за малого пространства между катушками как в радиальном,. так и таигенциальном направлениях по окружности лобовых частей протаскивание бандажного шнура становится очень трудоемким.
Особенно это относится к электрическим машинам с малой внутренней расточной статора.
Цель изобретения - снижение трудоемкости крепления лобовых частей обмотки статора. д5 Это достигается тем, что устройство снабжено вторым бандажным шнуром, причем первый шнур охватывает петЛей каждую часть обмотки и полу» петлей - две смежные по окружности части обмотки, а второй проходит
716112
ЦНИИПИ Заказ 9539/46 Тираж 783 П од пи с н ое
Филиал ППП Патент, r Ужгород, ул. Проектная, 4 между этими частями, охватывая сверху полупетлей первый шйур.
На чертеже показано крепление лобовых частей катушек обмотки статора между собой (стрелками изображен ход крепления обмотки).
Катушки 1 лобовых частей обмотки статора.электрической машины закреплены между собой при помощи бандажных шнуров 2 и 3 (на чертеже для удобства изображения бандажные шнуры ,2 и 3 условно показаны имеющими диа-, метр меньше межкатушечного расстояния) . Бандажный шнур 2 охватывает петлей первую пару смежных катушек 1, затем проходит по верхней части двух смежных по окружйости катушек, охватывая их полупетлЕй и являясь началом петли, охватывающей по ходу крепления вторую смежную катушку, и началом полупетли следующей пары смежных катушек.
Одновременно бандажный шнур 3 проходит между скежными катушками 1 и охватывает сверху полупетлей бандажный шнур 2. Пройдя под нижней .частью второй по ходу крепления пары смежных катушек, бандажный шнур Э вновь охватывает сверху полупетлей
- шрун 2 следующей пары смежных катушек °
Крепление лобовых частей обмотки статора производится непрерывно.
После пропитки и отверждения обмотки каждый ряд вязки образует càìîñòoÿ;тельное кольцо, обеспечивающее жест кость крепления. Крепление лобовых властей обмотки может осуществляться также пропитанным шнуровым бандажом..
Предлагаемое устройство может применяться для крепления лобовых частей обмотки статора, состоящей как из
5 катушек, так и из стержней.
Такое крепление лобовых частей обмотки статора применено как для однослойной, так и для двухслойной обмотки, его выполнение не является
)p трудоемким и применимо также для электрических машин с малой внутренней растОчкой статора.
Описанное изобретение позволяет снизить трудоемкость крепления обмотстатора электрической
Формула изобретения
Устройство для крепления лобовых частей обмотки статора электрической
2() машины, содержащее бандажный шнур, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью снижения трудоемкости крепления обмотки, оно снабжено вторым бандажным шнуром, причем первый шнур
25 охватывает петлей каждую часть обмотки и полупетлей - две смежные по окружности части обмотки, а второй проходит между этими частями, охваты вая сверху полупетлей первый шнур.
ЗО Источники информации, принятые во внимание при-экспертизе
1. Патент ГДР 968280 кл.21 d 54, 1969.
2. Авторское свидетельство СССР
9562897, кл. Н 02 K 3/50, 1976.