Стабилизатор скорости движения транспортного средства

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Советских

Социалистических

Республик

ОП Ис

ИЗОБРЕ

К АВТОРСКОМУ

)716886 (61) Дополнительное к а (22)Заявлено 06Я6.7

1)М. Кл.

В 60 К 31/00 с присоединением заявк еееудвретеееиый кемитет

СССР во лелзее иеебретеиий в втирытий (23) Приоритет

3) УДК 629. . 1 1 3-5 85. 7 (088.8) Опубликовано 25.

Дата опубликова (72) Автор, изобретения

П. В. Федоров (7I ) Заявитель

Всесоюзный сельскохозяйственный институт заочного образования (54) СТАБИЛИЗАТОР СКОРОСТИ ДВИЖЕНИЯ

ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Изобретение относится к области транспортной техники и может быть использовано для поддержания постоянной скорости движения транспортного средства, . например тракторного агрегата, в частности при автоматизации ряда технологических сельскохозяйственных операций, таких, как посев зерновых и пропашных культур, посадка картофеля, рассады, а также автоматизации комбинированных и совме10 шенных операций, где в первую очередь требуется обеспечение постоянной ско,рости движеция тракторного агрегата.

Известен стабилизатор скорости дви« жения транспортного средства содержаЭ

15 ший электромагнитный привод рейки топливного насоса, электронное устройство подаюшее электрические сигналы в обмотку соленоида в соответствии с информацией датчика числа оборотов коленчатого вала двигателя )lj

Недостатком известного стабилизатора является то, что при одних и тех же оборотах коленчатого вала двигателя скорость движения транспортного средства может изменяться в зависимости от ве личины буксования движителей, потерь в трансмиссии, изменения радиуса ведуших колесь согласно 38BlicE1MocTH: 1

Uä„ð = 0,377 (1- 3) — - - пд1 ер где: U» «поступательная скорость движения, км/ч;

8 — величина буксования дви,жителей;

- радиус ведуших колес, м; — передаточное число транспвр миссии; .щ - число оборотов коленчатого вала двигателя в минуту.

Наиболее близким к изобретению по технической сушности и достигаемому результату является стабилизатор скорости движения транспортного средства, содержаший задатчик и датчик скорости, формирователь импульсов, соединенный входом с датчиком скорости, а выходомс одним из входов схемы совпадений, 3 7168 другой вход которой соединен с задатчиком скорости, и исполнительный элемент (2).

Недостатком этого стабилизатора яв-» ляется низкая точность поддержаееия 5 постоянной скорости движения, так геак на еюполнительееый элемент управляющий сигнал поступает лишь на период временир пропоРциоееальный Разности шиРее ны еем: пульсов, пропорциональных фактической скорости движеееия и определенной регулируемой желаемой скорости, 11ель изобретения - повышение точНости поддержания постоянной скорости.

Указанееая цель достигается тем, что

Е5 зядатчик скорости выполнен Ha enepaTo ре с управляемой частотой, а стабилизатор снабжен интегрирующим усилителем, Включенным между выходом схемы сов п падений и исполнительным элементом.

На фиг. 1 изображена блок-схема стабилизатора скорости движения„ иа фиг. 2 - его функциональная сх.ема; па фиг. 3 - схема связи электронного блока стабилизатора с исполнительным

25 элементом; на фиг. 4 - временные диаграммы импульсов в характерных точках схемы электронного блока.

Стабилизатор скорости движения тракЗО торного агрегата, управляющий подачей топлива в цилиндры дизеля 1 изменением производительности топливного насоса 2, включает в себя исполнительный элемент, например, соленоид 3, соединенный с рейкой или дозатором насоса, датчик скорости 4, электронный блок 5, потепциометр 6 и спидометр 7, Обмотка 8 соленоида подключена к выходу электроееного блока 5. Подвижный сердечник

9 соленоида соединен с рейкой воздействующей на поворот плунжеров насоса 2 и определяющей своим положе нием величину цикловой подачи топлива.

Пружина 11 служит для возврата рейки или дозатора топливного насоса в положение соответствующее наименьшей подачи топлива °

Электронный блок 5 включает задаечик скорости на генераторе,5.1 импульсов с управляемой частотой, частота которого устанавливается потенциометром

6, формирователь импульсов, например, гкдущий мультивибратор 5.2, частота выходных импульсов которого определяется частотой импульсов запуска, поступакгших от датчика скорости 4, схему совпадений

5.3 и интегрирующий усилитель 5.4.

Датчик скорости 4 - контактный преры-»»

86 4 ватель - установлен на валу путеизмерительного колеса, прицепляемого к трактору и следующего по колее гусеницы или ведущего колеса трактора.

Стабилизатор скорости движения тракторного агрегата работает следующим образом.

С помощью потенциометра 6 трактористом устанавливается требуемая агро

"rex»«ческими условиями скорость движения тракторного агрегата. Данная установка определяет соответствующую частоту положительных импульсов генератора 5.1, поступающих на вход схемы совпадений 5.3.

На второй вход схемы совпадений поступают импульсы от ждущего мультивибратора 5.2, вырабатывающего положительный импульс на выходе в случае отсутствия импульса запуска отрицательной полярности от датчика скорости 4.

При установившейся скорости движения тракторного агрегата частота импульсов, пропускаемых схемой совпадений 5.3 в усилитель 5.4 соответствует определенной величине тока на выходе усилителя и в обмотке 8 соленоида, что, в свою очередь, определяет положение сердечник 9 соленоида, соединенного с рейкой топливного насоса или величину цикловой подачи топлива, Скорость трактора контролируется оператором по спидометру 7, представляющему собой стрелочный прибор, на, пример, миллиамперметр, измеряющий среднюю величину тока отрицательных импульсов, вырабатываемых ждущим муль-.ивибратором 5,2.

При возрастании внешней нагрузки на тракторный агрегат при определенной цикловой подаче топлива обороты двигателя начнут снижаться„что приведет к снижению скорости агрегата, При этом число отрицательных импульсов запуска, поступающих от датчика скорости, снизится, что приведет к увеличению ширины выходного положительного импульса мультивибратора и пропуску схемой совпадений в усилитель большего количества положительных импульсов от е енератора

5.1. Величина среднего тока на выходе усилителя и в обмотке 8 соленоида воэрастет, сердечник соленоида переместится внутрь обмотки на большую величину и обусловит перемещение рейки насоса в сторону увеличения цикловой подачи топлива. Увеличение подачи топлива приведет к росту оборотов коленчатого вала

71 двигателя и возрастанию скорости двпжения тракторного агрегата, Однако это повышение скорости агрегата будет сопровождаться увеличением частоты отрицательных импульсов запуска от датчика, что, в свою очередь, обусловит уменьшение ширины выходного импульса ждушего мультивибратора 5.2, снижение среднего тока на выходе усилителя 5.4 до величины, соответствующей необходимому перемещению сердечника соленоида и рейки насоса и уменьшение подачи топлива.

При снижении внешней нагрузки на тракторный агрегат и стремлении его увеличить ранее заданную скорость движения возрастаюшая частота отрицательных импульсов запуска приведет к уменьшению положительного импульса, вырабатываемого мультивибратором 5.2, снижению величины среднего тока на выходе усилителя 5.4 и в обмотке электромагнита, перемешению сердечника на величину, соответствуюшую положению рейки насоса в направлении уменьшения цикловой подачи топлива, Таким образом, осушествляется стабилизация скорости движения тракторного агрегата.

Применение стабилизатора скорости движения тракторного агрегата, обеспе чиваюшего большую точность поддержания постоянной скорости движения агрегата, позволит более качественно выпол688 6 6 ня ть ряд сельскохозяйственных Опера» ций — сев зерновых и пропашных культур, посадки рассады, что приведет к росту урожайности, повысит производительность труда и снизит утомляемость тракториста, приведет к снижению эксплуатационного расхода топлива. формула изобретения

Стабилизатор скорости движения транспортного средства, преимушественно тракторного агрегата, содержаший задатчик и датчик скорости, формирователь импульсов, соединенный входом с датчиком скорости, а выходом — с одним из входов схемы совпадений, другой вход которой соединен с задатчиком скорости, и исполнительный элемент, о т л и ч а ю— ш и и с я тем, что, с целью повышения точности поддержания постоянной ско-, рости, задатчик скорости выполнен на . генераторе импульсов с управляемой частотой, а стабилизатор снабжен инте грируюшим усилителем, включенным меж,ду выходом схемы совпадений и исполнительным элементом.

Источники информации, зо принятые во внимание при экспертизе

1. Патент США % 3699935, кл. 123-102, 1972, 2. Патент США Мя 3722614, кл. 180-105 Е, 27.03.73 (прототип).

716886

Составитель Л. 11обан

Редактор С. Байкова Техред С. Мигай Корректор II ° Задерновская

Заказ 9731/20 Тираж 763 Подпис ное

LllIHHIIH Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-Э5, Раушская наб.. д: 4/5

Филиал ППП . Патент, г. Ужгород, Проектная, 4