Сцепное устройство для толкаемых составов судов

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Советсних

Социалистичесних

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (51)М. Кл.

В 63 В 21/56 (22) Заявлено030378 (21) 2586748/27-11 с присоединением заявки ¹ (23) Приоритет

Опубликовано 250280. Бюллетень №

Дата опубликования описания 250280

Государственный комитет

СССР по делам изобретений и открытий (53) УДК629.12. .013.36 (088.8) (72) Авторы изобретения

Б.Г.Грачев, Г.Ю.Орлов, Ю.В.Петлицкий и И.A.Ñìèðíîâ (71) Заяв"тель Центральное конструкторское бюро Министерства речного флота РСФСР в r.Ãîðüêaì (54) СЦЕПНОЕ УСТРОИСТВО ДЛЯ ТОЛКАЕМЫХ

СОСТАВОВ СУДОВ

Изобретение относится к судостроению, в частности к сцепным устройствам для толкаемых составов.

Известно сцепное устройство для толкаемых составов судов, включающее два. выдвижных соединительных штыря с головками на концах, установленных на обоих бортах в поперечной плоскости носовой ч асти судна-толкач а и соединенных с механизмом их передвижения, а также два вертикальных открытых сквозных канала, размещенных друг против друга в стенках рецесса баржи, при этом:в торцовых стенках вертикальных каналов выполнены повторяющие форму рабочих поверхностей головок соединительных штырей углубления, чередующиеся через шаг, причем головки с соединительными штырями образуют кинематическую пару, в которой головка20 выполнена подвижной относительно соединительного штыря (1).

Однако. такое устройство недостаточно надежно в работе.

Целью изобретения является -повыше-2 ние надежности работы сцепного устройства.

Для этого головки выполнены в виде усеченных конусов, а кинематическая пара выполнена плоской вращательной, 30 при этом ось вращения каждого усеченного конуса компланарна и параллельна оси соединительного штыря, а механизм передвижения соединительных штырей содержит самотормозящийся винт с гайкой и реверсивный электропривод, причем углубления в стенках вертикальных каналов содержат усеченную коническую поверхность вращения, сопряженную с торцовой стенкой вертикального сквозного канала, при этом шаг усеченных конических поверхностей меньше их большего диаметра.

На фиг. 1 схематически изображено сцепное устройство в плане; на фиг .2сечение A А на фиг. 1; на фиг. 3 продольное сечение соединительного штыря с приводом в походном положении; на фиг. 4 — положение соединительного штыря с конусной головкой в момент захода носа толкача в рецесс баржи перед сцепкой; на фиг. 5 — положение соединительного штыря с конусной головкой во время погрузораэгрузочных работ, без полной расцепки„ на фиг. 6 — рабочее положение соединительного штыря с конусной головкой; на фиг. 7 — схема расположения углублений в торцовой стенке вертикального канала.

71 6901

Сцепнае устройство для талкаемых, составов состоит из частей, размещенных на толкаче 1 и барже 2. Часть, размещенная на гапкаче 1, содержит выднижные соединительные штыри 3, установленные на обоих бортах н поперечной плоскости н носовой части толкача 1. Штыри 3 заключены в корпусах 4 и соединены с механизмам их передвижения, который содержит самотармазяшийся винт 5 с гайкой б

H электропринод. Электропривод вклю-. чает реверсивный электродвигатель

7, червяк 8, червячное колесо 9, постоянно соединенное посредством кулачковай муфты 10 с гайкой б, установленной в корпусе 4 без возможности осевого передвижения. Червячное колесо

9 установлено в корпусе таким образом, чта не соприкасается с саматармозяшимся винтом 5. На внешнем торце соединительных штырей 3 установлены с памашью2О известных средств головки, выполненные в виде усеченных конусов 11, образующие с соединительными штырями 3 кинематическую пару, н которой голонка выполнена подвижной относительно соединительного штыря 3 . Кинематическая пара - выполнена плоской вращательной,. при этом ось вращения М вЂ” N каждого усеченного конуса 11 компланарна и параллельна аси И, — Ч, саединительна- ЗО го штыря 3. Часть сцепнага устройства, расположенного на барже 2 содержит дна нертикальных открытых канала 12 размещенных в боковых стенках рецесса 13 и находящихся друг против друга. Боковые стенки 14 и 15 каналов 12 выполнены плоскими, и расположенных между ними торцовых стенках 16 выполнены углубления 17, содержащие усеченные конические поверхности а вращения. Конические па- 40 нерхнасти а вращения размещены па вертикали с шагом | „ величина которого меньше величины их большего диаметра 3 . Форма углублений 17 соответствует форме сопрягаемой с ней рабочей поверхности усеченных ко-v- нусан 11 головок.

Сцепное устройство работает слецуюШнм образом. Когда толкач 1 находится н походном положении, соедини.."åëü- gg ные штыри 3 и усеченные конусы 11 головок находятся внутри корпусов 4 и не выступают за линию борта. При сближении толкача 1 с баржой 2 соединительные штыри 3 и конусы 11 выднигаются за линию борта. Выдвижение

Йх.-производится при помощи электрапривода. При пуске электродвигателей

7 их вращение посредством червяков 8, червячных колес 9 и кулачканых муфт

10 передается гайкам 6. При вращении И( последних, происходит осевое перемещение саматормазящихся нинтан 5, которые выдвигают соединительные штыри 3 вместе с усеченными конусами 11 головок и корпусом 4, например, н но- 65 ложение, паказаннаэ на фиг. 4. При выключении электродвигателей 7 соединительные штыри 3 с усеченными конусами il закрепляются н заданном положении без помощи вспомогательных тормозных средств, так как система самотармазяшиеся винты 5 — гайки б кулачкавай муфты 10 — червячные колеса

9 — червяки 8 сама производит эффективное саматорможение.После захода толкача 1 в рецесс 13 баржи 2 и остановки толкача 1 в результате упора усеченных конусов 11 в боковые плоские стенки 14 каналов 12 производится дальнейшее выдвижение конусов 11 головок, которые своими рабочими поверхностями ндвигаются по усеченным коническим поверхностям а углублений 17, размещенных на торцовых стенках 16, и на этом процесс сцепки заканчивается. цля проведения расцепления электродвигатели 7 пускают на обратный ход, в результате чего соединительные штыри 3 с усеченными конусами 11 голавками втягиваются внутрь корпусов

4, т.е. возвращаются в исходное полажение,и толкач 1 выводится из рецесса 13.

Ва время погруза-разгрузочных рабат на барже 2, когда ее осадка может изменяться в значительных пределах, производят частичную, неполную сцепку (расцепку), и усеченные конусы 11 головок устанавливают в положении, показанном на фиг. 5. -В этом положении, при изменении осадки баржи

2 (или толкача 1) усеченные конусы 11 голонок могут скользить вдоль боковых стенок 14 и 15. Обеспечение более легкого скольжения осущестнляется вазмажнастью вращения конусов 1-1 головок вокруг горизонтальной оси, тем самым уменьшает их трение о боковые стенки 14 и 15.

Прн этом обеспечивается удержание толкача 1 у баржи 2 без применения специальных швартовых устройств.

Размешение углублений 17 на тор;цоных стенках 16 по вертикали с шагом величина которого меньше величины большего диаметра 31 усеченной конической поверхности а углублений, дает возможность провадйть сцепку при изменении осадки баржи 2 в незначительных пределах.

Формула изобретения

Сцепное устройство для толкаемых составов судов, включающее два выдвижных соединительных штыря .с голавками на концах, установленных на обоих бортах в поперечной плоскости носовой части судна-толкача и соединенных с механизмом их передвижения, а также два вертикальных открытых сквозных канала, размещен716901 иых друг против друга в стенках рецесса баржи, при этом в торцовых стенках вертикальных каналов выполнены повторяющие форму рабочих поверхностей головок соединительных штырей углубления, чередующиеся через шаг, причем головки с соединительными штырями образуют кинематическую пару, в которой головка выполнена подвижной относительно соединительного штыря, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения надежности работы,. головки выполнены в виде усеченных конусов, а кинематическая пара выполнена плоской вращательной, при этом ось вращения каждого усеченного конуса компланарна и параллельна оси соединительного штыря, а механизм передвижения соединительных штырей содержит самотормозящийся винт с гайкой и реверсивный электропривод, причем углубления н стенках вертикальных каналов содержат усеченную коническую поверхность вращения, сопряженную с торцовой стенкой вертикального сквозного канала, при этом шаг усеченных конических поверхностей меньше их диаметра.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1 . Патент Франции Р 2267235, кл. В 63 В 21/56, 09.04.75 (прототип) .

716901

Составитель Ю.Немировский

Редактор A.Áèáåð Техред М.Кузьма Корректор В. Синицкая

Заказ 9734/21 .Тираж 497 Подписное

ПНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035р Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП Патент, r..Óæãàðîä, ул.Проектная,4