Подвесной лодочный мотор

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

thf93Ha, а " жЛГлт:; я- в бК

ОП ИСАИ

ИЗОБРЕТЕпИЯ

Союз Советскмх

Социалнстических

Республик ви71 6906

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт, свид-ву (22) Заявлено13ц278 {21) 2580193/27-11 с прмсоединенмем заявки ¹ (51)М, Кл.

В. 63 Н 21/26

В 63 Н 5/12

Государствеииый комитет

СССР ио делам изобретений и открытий (23) Приоритет

Опубликовано 2.50280 Бюллетень ¹ 7

Дата опубликования описания 250230 (53) УДК 629.12. .036/07 {088.8) (72) Авторы изобретения

В.А.Дубинский, М.В.Ялкут и N.C. Котляркер

P1) Заявитель (54) ПОДВЕСНОЙ ЛОДОЧНЫЙ МОТОР

Изобретение относится к области ,судостроения.

Известен подвесной лодочный мотор, содержащий корпус, электродвигатель с редуктором, вал гребного винта с механизмом изменения .шага, кинематически связанный посредством тяги и ползуна муфты, включения хода с рычагом управления {1).

Недостатками известного подвесного лодочного мотора являются сложная конструкция редуктора и невозможность регулирования шага винта при движении судна.

Цель изобретения — обеспечение регулирования шага винта при движении судна и упрощение конструкции редуктора.

Поставленная цель достигается тем, что вал гребного винта снабжен допол-2О нительной тягой с навинченной на нее гайкой, вилками и штоком, установленным внутри гребного вала, причем механизм изменения шага посредством штока . вилки, дополнительной тяги и гайки кинематически связан с рычагом управления, взаимодействующим с полэуном муфты включения хода.

На фиг. 1 изображен общий вид подвесного лодочного мотора; на 30 фиг. 2 — продольный разрез гребного винта; на фиг. 3 — поперечный разрез винта °

Подвесной лодочный мотор "одержит корпус 1 с электродвигателем 2, подвеску 3, редуктор 4, вал 5 гребного винта 6 с механизмом изменения шага винта, состоящим из тяги

7, полэуна 8, направляющих 9, муфты

10 и рычага 11 управления, стойку

12 и фиксатор 13, состоящий из штока

14 с пружиной 15.

Вал 5 гребного винта 6 снабжен дополнительной тягой 16 с навинченной на нее гайкой 17, установленнсй в корпусе 18, вилками 19 и штоком 20 с уплотнением 21, установленными внутри гребного вала, причем одна иэ вилок 19 установлена в корпусе редуктора 4 и взаимодействует с толкателем 22 штока 20. Причем механиэм изменения шага посредством другой вилки 19, дополнительной тяги 16 и гайки 17 кинематически связан с рычагом ll управления, взаимодействующим с ползуном 8 муфты 10 включения хода.

Ведущая коническая шестерня 23 жестко связана с валом двигателя 24 и находится в зацеплении, с ведомой

716906 шестерней 25, снабженной торцовыми кулачками и установленной на валу 5 с возможностью вращения. Муфта 10 включения связана шлицами с валом 5 и вилкой 19 управляется от тяги 7, взаимодействующей с полэуном 8 управления, связанным серьгой 26 с ры5 чагом 11. Винт 6 фиксируется на валу

5 среэными элементами 27 и шплинтом

28, В ступице 29 во втулках 30 и 31 установлены поворотные лопасти 32 с эубчaTMMH секторами 33 зафиксированными штифтами 34. Рейки 35 связаны с обоймой 36, образующей соединение со штоком 20.

Подвесной лодочный мотор работает следующим образом. 15

Перед запуском двигателя 2 рычагом 11 при помощи серьги 26 в направляющей 9 перемещается полэун 8. При этом паэ ползуна 8, взаимодействуя с тягой 7, ведет ее вниз. Происхсдит 26 поворот вилки 19, связанной с муфтой 10 включения. Перемещаясь по шлицам вала 5, муфта 10 выходит из зацепления с ведомой кочической шес.терней 25. 25

Рычаг при помощи фиксатора 13, взаимодействующего с позициями .фиксации, расположенными на стойка 1 2, устанавливается в нейтральное положение (средняя позиция) . Производит- ЗО ся заводка двигателя. Шестерня 23 ,передает вращение. шестерне 25, но так как последняя установлена на валу 5 с возможностью вращения, вал 5 не вращается, В нейтральном положении рычага 11, взаимодействующего с корпусом 18 гайки 17,. тяга 16, взаимодействуя с вилкой 19„при помощи связанных со штоком 20 реек i35, поворачивает зубчатые сектора 33, устанавливает лопасти 32 параллельно торцу @ ступицы 29.

В зависимости от необходимости, подъемом или опусканием из нейтраль:ного положения рычага 11.осуществляется включение переднего или заднего ф хода судна.

При этом паэ ползуна 8 управления, взаимопействуя с тягой 7,при любом направлении движения полэуна 8, ведет ее вверх. Взаимодействуя с вилкой

19, тяга 7 перемещает муфту 10 по шлйцам вала 5 и вводит ее в зацепление с конической шестерней 25„

К этому моменту тяга 16,связанная с рычагом ll, поворачивает вилку 19, взаимодействующую со штоком 20, и устанавливает лопасти 32 в положение переднего либо заднего хода. Положение рычага 11 фиксируется. Оптимальный угол установки лопастей 32 производится при движении судна вращением штурвала гайки 17 в корпусе

18, взаимодействуя с гайкой 17 резьбовой частью, тяга 16 поворачивает вилку 19 в ту или иную сторону, меняя тем самым шаг винта.

Режим работы двигателя контролируется счетчиком оборотов (на чертеже не показан) .

В конструктивном исполнении привод вращения гайки 12 может быть также электромеханическим или гидравлическим, рычаг 5 может быть объединен с румпелем и т.д.

Таким образом, положительный эффект в подвесном лодочном моторе, выполненном по данному предполагаемому изобретению, достигается эа счет обеспечения возможности регулирования шага винта во время движения и реверсирования движения лопастями винта при упрощении конструкции редуктора подвесного мотора, обеспечивается удобство управления судном с подвесным мотором.

Формула изобретения

Подвесной лодочный мотор, содержащий корпус, электродвигатель с редуктором, вал гребного винта с механизмом изменения шага, кинематически связанный посредством тяги и ползуна муфты включения хода с рычагом управления,,о т л и ч а юшийся тем, что, с целью обеспечения регулирования шага винта при . движении судна и упрощения конструкции редуктора, вал гребного винта снабжен дополнительной тягой с навинченной на нее гайкой, вилками и штоком, установленным внутри гребного вала, причем механизм изменения шага посредством штока вилки, дополнительной тяги и гайки кинематически связан с рычагом управления, взаимодействующим с ползуном муфты включения хода.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Брагин В., Голдовский С.

- " Водно-моторный спорт, N., 1961, с. 100 — 101, рис. 63. б Г °, " "7 1 69 06

Ф,, (Составитель Т.Снегирева

Редактор С. Байкова Техред М.Кузьма Корректор В. Синицкая

Заказ 9734/21 Тираж 497 Подписное

IlHHHIIH Росударственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП Патент,г.ужгород, ул. Проектная,4