Устройство для управления электрическим приводом тяги драглайна
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Союз Севетскиз
Социалистическими
Республик
Кл2
Е 02 ГЗ/48
Гооудврственный номнтот ссср оо делам изооретоний н открытий
УДК б22.879.
8 (088.8) (72) Авторы изобретения
В. Я. Ткаченко, В. М. Мамкин, Г. M. Ярцев и М. А. Гордеев
Московский ордена Трудового Красного Знамени инженерно-строительный институт им. В. В. Куйбышева (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ
ЭЛЕКТРИЧЕСКИМ ПРИВОДОМ ТЯГИ ДРАГЛАЙНА
Изобретение относится к автоматическому управлению электроприводами и предназначено для управления электроприводом драглайна.
Известна, например, система автоматического управления электроприводами подьема и тяги драглайна для переноса грунта в отвал, содержащая два блока сравнения текущих длин подъемного и тягового канатов с их конечными значениями, к которым подключены реле, блок деления, усилители мощности, соединенные с соответствующими приводами, два интегратора, суммирующее устройство, соединенное с поляризованным реле, и пересчетное устройство (1).
Недостатком этого устройства является сложность реализации схемы устройства, сложность настройки, следовательно и эксплуатации, а также невозможность оперативного изменения положения траектории подъема ковша, положение подъема ковша, положение которой зависит от положения точки отрыва ковша, что необходимо при близком к стреле отвале для исключения возникновения аварии (при повороте машины ковш, поднимаемый из дальних точек забоя, может столкнуться с отвалом) . Последнее снижает надежность управления, а также уменьшает производительность машины из-за увеличения длительности цикла, поскольку при копании из дальних точек забоя ковш необходимо предварительно подтянуть до той точки отрыва, траектория подъема из которой не заходила бы в зону отвала.
Наиболее близким к изобретению по тех1о нической сущности и достигаемому результату является устройство для управления электроприводами тяги драглайна, содержащее питающие двигатели механизмов подъема и тяги преобразователи, соединенные последовательно два сельсин-датчика
1S суммы длин подъемного и тягового канатов канала грубого отсчета, два соединенных последовательно сельсин-датчика канала точного отсчета, сельсин-датчик длины подьемного каната, сельсин-датчик длины тягового каната, включенные на выходах указанных датчиков четыре выпрямительных моста, три включенных между выходами выпрямительных мостов и входами возбудителей генераторов подъема и тяги одно717228 тактных магнитных усилителя, а гакже диодный логический элемент, включенный между выходами двух датчиков длины подъемного каната и длины тягового каната и выходом первого однотактного усилителя и источник постоянного напряжения (2) .
Это устройство обеспечивает защиту стрелы и блоков драглайна от ударов ковша и от динамических перегрузок в процессе транспортировки ковша, однако это устройство не обеспечивает высокой производитель ности и высокой надежности управления драглайна, особенно в сложных условиях работы (при близком к стреле отвале, в туман, ночью), поскольку в этих условиях возможно столкновение с близким к стреле отвалом поднимаемого ковша или его выходе в зону саморазгрузки, а это снижает надежность управления, требует от машиниста повышенного внимания и увеличивает его утомляемость, вынуждает его переходить на понижение скорости транспортировки ковша, что снижает производительность драглайна.
Цель изобретения — повышение надежности управления и производительности драглайна за счет автоматизации режима транспортировки ковша по требуемой траектории.
Это достигается тем, что устройство снабжено регулируемым резисторным задатчиком положения траектории транспортировки ковша и фазосдвигающим мостом, включенным между выходом сельсин-датчиков суммы длин подъемного и тягового канатов и входом первого выпрямительного моста, а усилитель выполнен операционным с включенным в цепи его обратной связи стабилитроном и входом подключен через резистор и конденсатор к выходу первого выпрямительного моста через регулируемый резисторный задатчик положения траектории транспортировки ковша и второй конденсатор— к выходу второго выпрямительного моста, а через второй резистор —. к источнику постоянного напряжения, при этом выход операционного усилителя подключен к питающему двигатель механизма тяги преоб- разователю.
На фиг. I изображена принципиальная схема устройства; на фиг. 2 — траектории подъема ковша.
Устройство имеет сельсин-датчики 1 — 3 измерения длины подъемного каната и суммы длин подъемного и тягового канатов, соединенные через понижающие редукторы 4, 5 с валами подъемного 6 и тягового 7 двигателей, углы поворота которых пропорциональны изменению длин канатов.
Сельсин 1 включен по схеме индукционного датчика угла поворота пропорционального длине подъемного каната, причем для расширения пределов измерения обмотки сельсина включены по схеме автотрансфор4 матора. Сельсины 2 и 3 включены последовательно по схеме суммирования углов поворота их роторов для измерения суммы длин подъемного и тягового канатов.
Выход сельсин-датчика 3, последова .тельно с которым вкл1очен фазосдвигающий мост 8, подключен через выпрямительный мост на вход операционного усилителя 9 через резистор 10 и конденсатор 11. Выход сельсин-датчика 1 через выпрямительны мост подключен на вход усилителя через
16 регулируемый резистор !2 и конденсатор 13.
Через резистор 14 на вход усилителя подключен источник задающего напряжения, соответствующий минимально допустимому приближению ковша к стреле.
Выход операционного усилителя 9 подключен к преобразователю 15, питающему двигатель 7 механизма тяги через кнопку 16.
В цепь обратной связи операционного усилителя включен стабилитрон 17, ограничивающий выходное напряжение усилителя допустимым значением управляющего сигнала привода тяги и исключающий появление управляющего сигнала при положении ковша ниже заданной траектории. К преобразователю 18, питающему двигатель 6 мехам низма подъема через кнопку 16, подключен максимальный управляющий сигнал.
Устройство работаег следующим образом.
Положение траектории транспортировки ковша задается с помощью резисторного задатчика 12. При этом изменением сопротивления задатчика !2 можно легко изменить положение траектории в рабочей зоне от наиболее удаленной от стрелы (траектория 19) до наиболее близкой к стреле (траектории 20). При увеличении сопротивления
3s задатчика траектории приближаются к стреле, при уменьшении — удаляются.
В начале цикла транспортировки из любой точки забоя включается кнопка 16, замыкая выход усилителя 9 с преобразователем 15 привода тяги и подключая максимальный управляющий сигнал к преобразователю 18 привода подъема.
Привод подъема включается на максимальную скорость, чем обеспечивается минимальная длительность цикла, а устройство
4 управления приводом тяги автоматически обеспечивает движение ковша по заданной траектории без вмешательства машиниста, причем управляющий сигнал описывается следующим выражением:
С = ((Ь + f ) M — (E„+ E,) + 1L„— — 1 ) К) К, где. (1„+ 1,); („+ 1. ),„; (; L м — текущие и минимальные значения суммы длин подъемного и тягового канатов и длины подъемного каната;
С вЂ” сигнал управления;
К вЂ” коэффициент задания траектории;
Ki — коэффициент зависимости сигнала управления С от длин канатов.
717228
Если С = О, то это соответствует положению ковша на заданной траектории. Любой же уход ковша с заданной траектории вызывает отклонение нулевого значения выражения, стоящего в квадратных скобках, с соответствующим знаком « — » или «+», в зависимости от того ниже или выше заданной траектории находится ковш.
Набором соответствующей величины К можно задать любую траекторию транспортного ковша. Например, практически для любого типа драглайна положению траекто- 16 рии в рабочей зоне соответствуют значения
К в пределах 0,1 (К (0,4, Наиболее близкая к стреле траектория 20 соответствует К, равному 0,1. Наиболее удаленная траектория 19 (вдоль границы зоны разгрузки) соответствует К = 0,4. Траектория 21 соответствует промежуточному значению К.
Если скорость подъемного каната во время движения по заданной траектории уменьшается, то и сигнал, поступающий с операционного усилителя 9 в привод тяги, уменьшается, не давая ковшу уйти с заданной траектории. Если необходимо регулировать скорость двигателя подъема, то кнопку 16 на входе преобразователя привода подъема 33 можно исключить и задавать нужную скорость с помощью командоаппарата.
Подачей на вход усилителя 9 сигналов, пропорциональных первой производной регулируемых величин (через конденсаторы 11
30 и 13, последовательно с которыми стоят сопротивления, необходимые для уменьшения помех), создается скоростная отрицательная обратная связь в системе управления, что обеспечивает ее стабилизацию, исключает колебательность и перерегулирова- 3$ ния, обеспечивая тем самым повышение надежности управления.
Устройство выполняет автоматическое управление приводом тяги, обеспечивая движение ковша по выбранной из заданной указанным выше способом траектории без вмешательств машиниста в работу этого привода. Это облегчает работу машиниста и повышает надежность управления, посколь ку обеспечивается стабильность траектории при разных циклах, исключается возмож- 43 ность отклонения от нее и приближение к аварийным зонам, что особенно важно в сложных условиях работы (например, при близком к стреле отвале, в тумане, ночью).
Кроме того, устройство обеспечивает возможность и в этих условиях осуществлять транспортировку ковша с максимальной
6 скоростью, что способствует поддержанию производительности на максимальном уровне, а простота задания и изменение положения траектории в рабочей зоне с помощью регулируемого резисторного задатчика, который может быть установлен рядом с машинистом на пульте управления, делает работу удобной и несложной в эксплуатации, что повышает надежность управления.
Форл ула изобретения
Устройство для управления электрическим приводом тяги драглайна, содержащее ( питающие двигатели механизмов подъема и тяги преобразователи, соединенные последовательно два сельсин-датчика суммы длин подъемного и тягового канатов, сельсиндатчик длины подъемного каната, включенные на выходах датчиков два выпрямительных моста, источник постоянного напряжения и усилитель, отличаюи ееся тем, что, с целью повышения надежности управления и производительности драглайна за счет автоматизации режима транспортировки ковша по требуемой траектории, оно снабжено регулируемым резисторным задатчиком положения траектории транспортировки ковша и фазосдвигающим мостом, включенным между выходом сельсин-датчиков суммы длин подъемного и тягового канатов и входом первого выпрямительного моста, а усилитель выполнен операционным с включенным в цепи его обратной связи стабилитроном и входом подключен через резистор и конденсатор к выходу первого выпрямительного моста через регулируемый резисторный задатчик положения траектории тран— спортировки ковша и второй конденсатор— к выходу второго выпрямительного моста, а через второй резистор — к источнику постоянного напряжения, при этом выход операционного усилителя подключен к питающему двигатель механизма тяги преобразователюл ю.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Тихобаев В. М. Схемы автоматического управления операцией переноса грунта в отвал для экскаваторов типа драглайн.—
Сб. «Совершенствование параметров производственных процессов на открытых разработках»,— М., «ЦНИИТЭИугля», 1964, с.1521.
2. Авторское свидетельство СССР
Ко 195077, кл. Е 02 F 3/48, 1967 (прототип).
717228
Составитель Р. Гладун
Редактор Л. Лашкова Техред К, Шуфрнч Корректор Г. Назарова
Заказ 9772/38 Тираж 713 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП а Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4