Устройство для управления электроприводом шлифовально- полировального станка
Иллюстрации
Показать всеРеферат
М. Х. Левитин, H. Н. Михеев и В. Н. Сацукевич (72) Авторы изобретения (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ЭЛЕКТРОПРИВОДОМ
ШЛИФОВАЛЬНО -ПОЛИРОВАЛЬНОГО СТАНКА., 3
Изобретение относится к устройстваМ для управления электроприводом шлифовально-полировального станка, применяе- мого в оптико-механической промышленности.
Известно устройство управления шлифовально-полировальным станком, содержащее орган управления, блок управления двигателем шпинделя, блок управления механизмом давления fl) .
Наибопее близким по технической сущности к предложенному является устройство управления электроприводом шлифовально-полировального станка (например, 2ПД200), которое содержит пульт управления, первый узел блокиронки, подключенный к блоку управления . якорем двигателя шпинделя, последовательно соединенные второй узел блокировки, генератор импульсов и блок управления механизмом давления, а также блок реверсирования, выполненный в виде первого и второго элементов И, выходы которых через первые элемейты задержки соединены с соответствующими установочными входами триггера, прямой и инверсный вйходы которого подключены ко входам блока управления обмоткой возбуждения двигателя шпинделя и к первым входам. первого и второго элементов И, соединенных вторыми входами с первым выходом пульта управления (2).
Однако характерными особенностями
1О этих устройств являются наличие сво-. бодного выбега двигателя, невозможность автоматического отключения с обеспечением режима динамического торможения, 15 и как следствие, необходимость обязательного присутствия оператора для отключения станка. При отключении станка оператор одной рукой удерживает штангу механизма давления, а второй рукой рукояткой органа управления отключает последовательное давление, а затем - двигатель. Это может привести к нарушению точности обработанной поверхности, если усилие прижима штанги рукой будет
2 . 4
1-одновременно появляются сигналы логи- . ческая "1". Сигнал 1 от выхода 1.у подается через блок реверсирования 2 на блок 3, что обеспечивает наличие то ка в обмотке 4. На выходе элемента 5, вход которого соединен с датчиком тока 6, появляется сигнал "1", подаваемый на вход элемента И 7, на второй вход которого поступает сигнал "1 от выхо да 11 пульта 1. В результате этого узел блокировки 8 разрешает работу блока 9 и выпрямителя 10 и.осуществляет питание якоря 11. Электродвигатель привода начинает работать. Сигнал с выхода ly, подается на узел 1 2 через элемент 13, разрешая работу генератора импульсов 14 блока 15 для управления обмоткой электромагнита 16. Включается пневматическое нагрузочное устройство (на чертеже не показано) с задержкой времени по отношению к включению
Ьращения шпинделя. Блок 2 предназначен для автоматического управления блоком
3, как при работе с реверсом, так и беэ реверса. При работе с реверсом на все, входы, например, элемента И 17 постус пает сигнал "1, в то время как на один из выходов элемента И 18 постуцает сигнал "0" с прямого выхода триггера
19, который находится в одном иэ двух устойчивых состояний. В этом случае начинает отсчет времени элемент 20 (" Вперед" ), а элемент 21 не работает, т. к. на выходе элемента И 18 сигнал
"0". По истечении времени работы электродвигателя привода Вперед" на выходе элемента 20 появляется сигнал "l", что приводит к перебрасыванию триггера 19 во второе устойчивое состояние, чем подается команда на переключение блока управления 3 и сигнал 1" с прямого выхода триггера 19 на выход элемента
И 18. Начинает отсчет времени элемент
21, сигнал на выходе которого перебрасывает триггер 19 в первое устойчивое положение по истечении времени работы электродвигателя привода "Назад" и осуществляет переключение блока 3 - происходит изменение направления тока возбуждения. При переключении блока 3 ток возбуждения в обмотке 4 электродвигателя начинает уменьшаться и датчик тока 6 подает сигнал 0 на вход элемента И 7 через элемент 5, что приводит к выключению узла блокировки 8. Происходит запирание выпрямителя 10, и осуществляется режим динамического торможения якоря 1 1 электродвигателя привода. Òîðìo3 ., 71772 черезмерным, или к повреждению"детки
" и "даже травме ойератора, если усилие прижима штанги будет недостаточным.
Цель изобретения - расширение функ циональных возможностей и повышение надежности устройства.
Это достигается тем, что в устройство введены датчик тока, соединенный с обмоткой возбуждения двигателя шпинде ля второй элемент задержки, вход и вы10
l. ход которого подключены ко второму вы ходу и йьта" управления и ко- входу второ»
ro узла блокировки соютветственно, и последовательно соединенные третий эле15 мент задержки, подключенный к датчику тока и третий элемент И, выход которо ro соединен со входом, первого узла блокировки, а второй вход - с третьим выходом пульта управления, третьим входом
30 первого и второго элементов И и со счет. ным входом триггера.
На чертеже приведена функцйойальная схема устройства.
Устройство "содержит пульт управле-, ния 1, имеющий первый 11 второй 1 и третий 1 выходы, блок реверсирования 2, блок управления обмоткой возбуж дения двигателя шпинделя 3, обмотку возбуждения 4, третий элемент задержки
5, датчик тока 6, третий элемент И 7, первый узел блокировки 8, блок управле ния якорем двигателя шпинделя 9, выпрямитель 10, якорь двигателя шпинделя 11, второй узел блокировки 1 2, второй эле35 мент задержки 13,- генератор импульсов 14, блок-управления механизмом давления 15, обмотку электромагнита пневмо -:электрозолотника 16, первый элемент
И 17, второй элемент И 18, триггер 19
"и первые элементы задержки 20 и 21.
Устройство работает следующим образом.
Пульт 1 обеспечивает раббту станка с-"включением или беэ включения пневма45 тического нагрузочного устройства. В обоих случаях привод может работать среверсом или без него. Включение пульта 1 на соответствующий режим производит оператор "11ереключением переключа-. геля режима работы, кроме того он устанавливает длительность цикла обработки детали и подает команду Пуск". Команда Стоп подается пультом 1 автоматически йосРедством Реле вРемени илй опе" ребром вручную в случае необходимости.
При работе с включением пневматического нагрузочного устройства и реверсом после коМанды "Пуск на выходах пульта
717722
5 жение электродвигателя начинается с момента изменения направления тока возбуждения и заканчивается при достижений им" значения, близкого к номинальному. П и
Ьтом с датчика тока 6 сигнал "1" через элемент 5, обеспечивающий задержку сигнала на время торможения и исключение режима противовключения, подает: ся на вход элемента И 7. Узел 8 разрешает работу блока 9 и выпрямителя 10, и осуществляется пуск якоря 11 электродвигателя в противоположном направлении. При подаче команды Стоп" оператором или (при автоматическом откпю15 чении от реле времени, задающего цикл обработки, на выходах пульта 1 сигналы равны "0 . Появление сигнала "0 на счетном входе триггера 19 приводит к. перебрасыванию его во второе устойчивое состояние. При этом происходит
2О переключение блока 3 и осуществляется режим динамического торможения. Сиг»
° нал с выхода 14 пульта равный "0 одновременно подается на вход элемента
И 7, и на выходе последнего появляется соответственно также сигнал "0 . Узел
8 блокйрует блок 9, и якорь 11 отключается от источника питания-электродвигатель привода останавливается. При разо боте без реверса сигналы на выходах
14 и 1й пульта 1 равны 1, а на выходе 1 сигнал равен 0 и подается на входы элементов И 1 7 и 1 8, что исключает работу элементов задержки
20 и 21 и триггера 19, который при этом все время находится в одном из устойчивых состояний - изменение направления тока возбуждения не происходит, и электродвигатель все время вра- 4О щается в одном направлении. При необхо димости работы на станке без включения пневматического нагрузочного устройства, например при ручной притирке, на пульте
1 отключают переключателем режима ра 45 бот блок управления механизмом давления 15. Поэтому при команде "Пуск" сиг нал 12 на выходе пульта 1 равен 0", в то время, как сигналы 1 и 15 равны
"1". Пневматическое нагрузочное устройство не включается, а в остальном система работает как было описано выше. Имеющаяся в системе управления станком блокировка, вводимая с целью исключения травмирования оператора при работе с включением пневматического нагрузочного устройства с давлением" и препятствующая включению станка, если головка
) нагрузочного устройства не была предварительно опущена вручную в рабочее положение, или повреждению детали при переключении переключателя режима работы из положения "с давлением во время рабочего цикла на схеме не покаТаким образом, предлагаемое устройство обеспечивает автоматическое отключение станка с обеспечением режима динамического торможения двигателя при реверсе и останове, вследствие чего достигаются высокие точность и пройзводительность обработки деталей.
Ф о р м у л а и.з î 6 p e т е н и я
Устройство дпя управления электроприводом шлифовально- полировального станка, содержащее пульт управления, первый узел блокировки, подключенный . к блоку управления якорем двигателя шпинделя, последовательно соединенные второй узел блокировки, генератор импульсов и блок управления механизмом давления, а также блок реверсирования, выполненный в виде первого и второго элементов И, выходы которых через первые элементы задержки соединены с соответствующими установочными входами триггера, прямой и инверсный выходы которого подключены ко входам блока управления обмоткой возбуждения двигате» ля шпинделя и к первым входам первого и второго элементов И, соединенных вторыми входами с первым выходом пульта управления, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью расширения функциональных возможностей и повышения на.дежности устройства, в него введены датчик тока, соединенный.с обмоткой воза буждения двигателя шпинделя, второй элемент задержки, вход и выход которо« го подключены ко второму выходу пульта управления и ко входу второго узла блокировки соответственно, и последовательно соединенные третий элемент задержки, подключенный к датчику тока, и третий элемент И, выход которого соединен со входом первого узла блокировки, а второй вход — с третьим выходом пульта управления, третьим входом первого и второго элементов И и со счет» ным входом триггера.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР
_#_o. 444631, кл. В 24 В 49/08, 1973.
2. Сулим А. В. Производство оптических деталей. М., Высшая школа", 1969, с 148 (прототип), 717722
Celeb
Составитель H. Блинкова
Редактор Ai Виноградов Техред Н. Ковалева Корректор С. Шекмар
Заказ 9845/64 Тираж 956 Подписное
UHHHHH Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4