Спусковое устройство для эвакуации людей с высотных зданий при пожаре

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

(i i) 7I 8 1 l 3

Союз Советских

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 25.08.78 (21) 2660296/29-12 с присоединением заявки № (51) М, Кл.з

А 62В 1/08 (53) УДК 628.747 (088.8) (43) Опубликовано 28.02.80. Бюллетень № 8 (45) Дата опубликования оппсашгя 28.02.80 по делам изобретений и открытий (72) Автор изобретения

В. Н. Николаев

Всесоюзный научно-исследовательский институт противопожарной обороны (71) Заявитель (54) СПУСКОВОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЭВАКУАЦИИ ЛЮДЕЙ

С ВЫСОТНЫХ ЗДАНИЙ ПРИ ПОЖАРЕ

ГосУдаРственный комитет (23) приоритет

Изобретение относится к области спасательной техники, а именно, к спусковым устройствам для эвакуации людей при пожаре с высотных зданий.

Известно спусковое устройство для эвакуации людей с высотных зданий при пожаре, содержащее корпус, канат, закрепленный на наружной стороне корпуса, зажимной механизм с роликами, смонтированный в корпусе, тормозной механизм для 1О каната, имеющий ротор п шкив, размещенные на одной оси (1), Недостатками известного устройства является конструктивная сложность тормозного механизма, недостаточная надежность 15 его в работе, а также то, что устройство может быть использовано только для определенной высоты. Указанное устройство требует высокой точности изготовления, а отклонения в точности изготовления или 2р износ, возникающий в процессе эксплуатации, существенно снижают надежность работы устройства.

Целью изобретения является повышение надежности в работе. 95

Указанная цель достигается тем, что внутренняя полость корпуса имеет волнообразные стенки, а ротор имеет лопасти, причем межлопастное пространство заполнено шариками одного диаметра, а зажимной 30 механизм имеет двуплечий балансир, на котором установлены ролики, взаимодействующие с канатом.

Такое конструктивное исполнение спускового устройства позволяет значительно упростить тормозной механизм, повысить надежность торможения, практически исключив влияние климатических изменений окружающей среды, обеспечить стабильность скорости спуска независимо от веса спускаемого груза за счет зажима свободной ветви каната усилием, пропорциональным спускаемому весу и обеспечить возможность многоразового действия за счет поочередного подъема рабочего конца каната на необходимую высоту после спуска, протягивая вручную вниз свободную ветвь каната, автоматически освобождающуюся от зажима.

На фиг. 1 показано предлагаемое спусковое устройство, вид спереди; на фпг. 2— разрез А — А на фиг. 1.

Гпусковое устройство состоит из корпуса, образованного деталями 1, 2, 3 с внутрспппмп волпоооразнымп стенками, четырехлопастного ротора 4, размещенного внутри корпуса, шариков 5, шкива 6, располо женпого па одном валу с ротором 4, двуплечего балансира 7, роликов 8, 9, 10 и каната 11.

718113

Шкив 6 и ролик 10 имеют по две кольцсвых канавки под канат 11, дважды огибающий IIIKII8 дчя исключения llpGcKB ib3LIвания их друг относительно друга

Спусковое устройство работает сле;1ую1цим образом.

В исходном положении рабочая ветвь каната 11, соединенная со спасательным поясом, должна быть максимально подтянута вверх, а свободная ветвь каната 11 заданной длины должна быть намотана на компактную катушку. При возникновении аварийной ситуации, например, на каком-либо этаже многоэтажного здания, спусковое устройство, как при нахождении его iia месте, подобно огнетушителю, так и при доставке пожарными к месту, закрепляется (подвешивается) отверстием в верхней части детали 3 с помощью каких-либо подручных средств в оконном проеме или на балконе.

Катушка с намотанной свободной ветвью каната выбрасывается на землю, спасающийся одевает спасательный пояс, вытягивая сколько нужно рабочую ветвь каната, и, выпрыгивая вниз, начинает плавный спуск со скоростью в среднем около 1 м/с.

При этом канат 11, дважды огибая пршзодной шкив 6, вращает его вместе с чстырехлопастным ротором 4. Шарики 5, находящиеся в межлопастпом пространстве, совершают круговое движение с одновременным сложным колебанием, прижимаясь и обкатывая внутренние волнообразные стенки деталей 1, 2 и 3. При возрастании скорости вращения ротора 4 сверх допустимой возникающее под действием центробежных сил трение как между самими шариками, так между шариками и внутренними волнообразными стенками деталей 1, 2, 3, а также четырехлопастным ротором 4 создает необходимый момент сопротивления вращению приводного шкива б, обеспечивая замедление спуска. Кроме того, пагруженная рабочая ветвь каната 11, проходя по ролику 8, воздействует через балансир 7 и ро liIK 10 HB XO.TIOCT) IO BGTBh KBHBTB., IIpHжимая его к поверхности кольцевой канав5 ки ролика 10, Усилие прижима пропорционально весу спускаемого человека, что создает необходимый дополнительный момент сопротивления вращению приводного шкива 6, обеспечивая стабилизацию скоро10 сти спуска человека независимо от его веса.

Послс спуска па землю человек отстегивает спасательный пояс, и если необходимо произвести спуск следующему человеку, то, протягивая вниз холостую ветвь каната

15 вручную как с земли, если возможно, таки самими спасаемыми на высоте, осуществляется подъем рабочей ветви каната со спасательным поясом на необходимую высоту.

При этом холостая ветвь автоматически освобождается от зажима и усилие, требуемое для ее протягивания, становится приемлемым для обычной ручной работы.

Формула изобретения

Спусковое устройство для эвакуации людей с высотных зданий при пожаре, содержащее корпус, канат, закрепленный на наружной стороне корпуса, зажпмной механизм с роликами, смонтированный в корпусе, тормозной механизм для каната, имеющий ротор и шкив, размещенные на одной оси, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности в работе внутренняя полость корпуса имеет волнообразные стенки, а ротор имеет лопасти, причем межлопастное пространство заполнено шариками одного диаметра, а зажимной механизм имеет двуплечий балансир, на котором установлены ролики, взаимодействующие с канатом.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Патент ФРГ № 2528410, кл. 62В 1/08, 1977.

718113

Ц цг. f

Редактор T. Морозова

Заказ 138/2 Изд. № 188 Тираж 452 Подписное

НПО «Поиск» Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

П3035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Типография, пр. Сапунова, 2

Составитель В. Кущук

Техред А. Камышникова

Корректоры: А. Галахова и О. Гусева