Отопительная система транспортного средства

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

(.„.

0 П И (. А Н И Е

ИЗОБРЕТЕНИЯ (ц718304

Союз Советских

Социалистических

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 12.10.78 (21) 2671111/27-11 с присоединением заявки № (23) Приоритет (43) Опубликовано 28.02.80. Бюллетень № 8 (45) Дата опубликования описания 28.02.80 (51) N. Кл.

В 60Н 1/18

Государственный комитет (53) УДК 629.113.06:

: 628.81 (088.8) по делам изобретений и открытий (72) Авторы изобретения А. С. Шляхтич, А. И. Янушко, Э. А. Павлющик, О. П. Царев, И. Ф, Кисляков и И. Ф. Демидович (71) Заявитель (54) ОТОПИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ТРАНСПОРТНОГО

СРЕДСТВА

Изобретение относится к автомобилестроению, более конкретно к отопительным системам транспортных средств, снабженных двигателем внутреннего сгорания с воздушным или водяным охлаждением, а также газотурбинным двигателем.

Известна система обогрева для автомобилей, содержащая два нагревателя, встроенных в элементы выхлопной системы, конденсатор, отопитель, насос и средства управления им (1).

Такая система дорогостоящая и сложна в эксплуатации, так как система управления насосом состоит из электропривода и регулятора частоты импульсов, работа ко- 15 торого зависит в свою очередь от числа оборотов двигателя.

Наиболее близким к изобретению техническим решением является отопительная система транспортного средства, содержащая соединенные трубопроводами теплообменник, встроенный в элемент выхлопной системы (глушитель), насос, соединенный с его всасывающим патрубком, конденсатор и отопитель (2).

Недостатками указанной отопительной системы является образование на участке контура между теплообменником и отопителем двухфазной системы пар — жидкий теплоноситель, сопровождающееся образо- З0 ванием паровых пробок, что затрудняет циркуляцию теплоносителя по контуру.

Пар теплоносителя имеет также меньший коэффициент теплоотдачи, чем жидкий теплоноситель.

В качестве теплоносителя в прототипе применяется дорогостоящие октофлюорциклобутан и сернистый гексафлюорид.

Такие теплоносители при температуре

80 С создают давление в контуре порядка

25 кг/см, что повышает энергетические затраты на работу насоса.

Указанные недостатки снижают эффективность обогрева и удорожают систему.

Цель изобретения — повышение эффективности обогрева за счет прохождения через отопитель только жидкой фазы теплоносителя при одновременном повышении экономичности.

Это достигается тем, что отопительная система снабжена расширительной камерой, расположенной между теплообменником и насосом и параллельно соединенной с конденсатором, а насос и конденсатор подключены к выходному трубопроводу теплообменника.

На чертеже показана предлагаемая система.

Отопительная система содержит образующие замкнутый контур теплообменник 1, 718304

НПО «Поиск» Заказ 2906/9 Изд. Мз 152 Тираж 772 Подписное

Типография, пр. Сапунова, 2 встроенный в элемент 2 выхлопной системы двигателя, насос 3, соединенный с его всасывающим патрубком 4, конденсатор 5, отопитель 6 с вентилятором 7 и расширительную камеру 8, расположенную между 5 теплообменником 1 и насосом 3 и параллельно соединенную трубопроводом 9 с конденсатором 5, расположенным выше расширительной камеры 8 и снабженным паровоздушным клапаном 10. 10

Указанные агрегаты системы последовательно соединены между собой трубопроводами 11, 12, 13 и патрубком 4. Сечение трубопровода 9 больше сечений патрубка 4 и трубопровода 12. 15

Отопительная система транспортного средства работает следующим образом.

Теплоноситель, вода или антифриз, прокачивается насосом 3. В теплообменнике 1, обдуваемом горячими выхлопными газами, происходит нагрев теплоносителя с частичным парообразованием, после чего теплоноситель поступает в расширительную камеру 8, в которой в результате резкого расширения происходит отделение газообразной фазы. Газообразная фаза поднимается вверх через холодный теплоноситель, находящийся в трубопроводе 9 и конденсаторе 5, где и конденсируется. Конденсатор 5 представляет собой емкость, снабженную паровоздушным клапаном 10 для поддержания давления в системе в заданных .пределах. Благодаря отводу газообразной фазы и одновременной подпитке системы из конденсатора 5 обеспечивается бесперебойная циркуляция теплоносителя и бескавитационная работа насоса 3. Далее жидкий теплоноситель проходит через отопитель 6, где отдает свое тепло воздуху, 40 прогонявмому через отопитель вентилятором 7.

Расположение конденсатора 5 за теплообменником 1 и параллельное подключение

его к расширительной камере 8 позволяет повысить эффективность обогрева за счет прохождения через отопитель исключительно жидкой фазы теплоносителя, имеющего больший коэффициент теплоотдачи, чем у парообразной фазы, и позволяет использовать в качестве теплоносителя воду либо менее дорогостоящий, чем у прототипа, теплоноситель, например антифриз.

Благодаря прохождению жидкой фазы теплоносителя через отопитель повышается эффективность обогрева транспортного средства, а использование в качестве теплоносителя воды или антифриза позволяет повысить экономичность за счет возможности снижения мощности насоса.

Формула изобретения

Отопительная система транспортного средства, содержащая соединенные трубопроводами теплообменник, встроенный в элемент выхлопной системы, насос, соединенный с его всасывающим патрубком, конденсатор и отопитель, о т л и ч а ю щ а яс я тем, что, с целью повышения эффективности обогрева за счет прохождения через отопитель только жидкой фазы теплоносителя при одновременном повышении экономичности, она снабжена расширительной камерой, расположенной между теплообменником и насосом и параллельно соединенной с конденсатором, а насос и конденсатор подключены к выходному трубопроводу теплообменника.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Заявка Франции № 2137389, кл. В60Н

1/00, 1972.

2. Патент ФРГ № 1430598, кл. 63С 73, 1972 (прототип).