Устройство управления режимами работы газотурбинной установки
Иллюстрации
Показать всеРеферат
33l
ОП ИСА
И ЗО БР.ЕТ
К АВТОРСКОМУ СВИ
Союз Советских
Социалистических
Республик (61) Дополнительное к авт. с (22) Заявлено 15.02.78 (21) 2 с присоединением заявк! (23) Приоритет (43) Опубликовано 28.02.80. (45) Дата опубликования оп
ЗН 21/16
ЗН 21/22
2С 9/02
Государственный комитет
29.12-81:
621.039
088.8) ло делам изобретений и открытий (72) Авторы изобретения
Д. А. Скороходов, В. А. Береснев, В. Н, Балахонский и Б. В. Захаренко (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО УПРАВЛЕНИЯ РЕЖИМАМИ РАБОТЫ
ГАЗОТУРБИННОЙ УСТАНОВКИ
Изобретение относится к судостроению, в частности к устройствам управления режимами работы газотурбинной установки.
Известно устройство управления режимами работы газотурбинной установки, содержащее задатчик, связанный с блоками управления клапанами переднего и заднего хода и датчиками положения клапанов переднего и заднего хода, блок следящего управления сектором газа газотурбинного !0 двигателя, основные и дополнительные элементы И и ИЛИ (1).
Однако, такое устройство отличается сложностью в управлении, что делает его ненадежным. !5
Цель изобретения — улучшение управления режимами и повышение надежности газотурбинного двигателя.
Для этого предлагаемое устройство снаб-. жено элементами НЕ, блоками выработки 20 сигналов переднего и заднего хода и блоками разрешения реверса, причем вход блока выработки сигналов переднего и заднего хода соединен с выходом задатчика, а выходы блока выработки сигналов переднего и 25 заднего хода соединены с первыми входами элементов ИЛИ, вторые входы которых соединены через блок разрешения реверса с выходом блока следящего управления сектором газа, при этом выходы элементов 30
ИЛИ соединены с первыми входами элементов И, вторые входы которых связаны с датчиками положения клапанов переднего и заднего хода, а выходы элементов И соединены с блоками управления клапанами переднего и заднего хода и с первыми входами дополнительных элементов И, вторые входы которых соединены со вторым выходом блока выработки сигналов переднего и заднего хода, при этом выходы дополнительных элементов И соединены со входами дополнительного элемента ИЛИ, выход которого соединен с блоком следящего управления сектором газа.
На чертеже показана блок-схема предлагаемого устройства.
Оно содержит задатчик 1, соединенный со входом блока 2 выработки сигналов переднего и заднего хода, выходы которого соединены с первыми входами логических элементов ИЛИ 3 и 4, выходы которых соединены соответственно через логические элементы И 5 и б со входами блоков 7 и 8 управления клапанами переднего и заднего хода, а также с первыми входами дополнительных логических элементов И 9 и 10.
Выходы блоков 7 и 8 управления клапанами переднего и заднего хода соединены с клапанами 11 и 12 переднего и заднего хода, имеющими датчики 13 и 14, выходы ко1 Ф
„.4" 3м ° ж е «» а торых связаны со входами логических элементов HE 15 и 16, выходы которых соединены со вторыми входами элементов И 5 и б, Выходы элементов И 9 и 10 соединены со входами дополнительного логического элемента ИЛИ 17, который через блок 18 следящего управления сектором газа связан с сектором 19 газа и с газотурбинным двигателем 20. Выход блока 18 связан через блок 21 разрешения реверса со вторым выходом блока 2 выработки сигнала переднего и заднего хода, Устройство работает следующим образом.
11ри перемещении задатчика 1 в поло>кение переднего хода сигнал от датчика, пропорциональный углу поворота, поступает на блок 2 выработки сигнала переднего и заднего хода, с выхода которого сигнал поступает на вход элемента И>1И 3 и на элемент И 9. С выхода элемента ИЛИ 3 сигнал поступает на элемент И 5, на второй вход которого поступает сигнал с элемента
HE 15. С элемента И 5 сигнал идет на блок
7 управления и на элемент И 9. Включается клапан 11 переднего хода, сигнал управления через элемент ИЛИ 17 поступает в блок 18 следящего управления, а сигнал от датчика 13 положения клапана переднего хода через элемент HE 16 запирает элемент
И б. Положение сектора 19 газа контролируется блоком 21 выработки сигнала разрешения реверса. Аналогично схема работает при повороте задатчика в поло>кение заднего хода. 11ри быстром перемещении задатчика из положения переднего хода в положение заднего хода сигнал с блока 2 на элемент 3 не поступает, однако клапан переднего хода не отключается, так как с блока 21 поступает сигнал, который удерживает открытым клапан 11 до тех пор, пока сектор газа не проходит точку, разрешенную для реверса. Сигнал переднего хода с блока 2 поступает на элемент И 9 и элемент ИЛИ 4 и далее на элемент И б, подготавливая схему включения клапана заднего хода и схему управления сектора газа. Сигнал управления сектором газа поступает на блок 18 через элемент И 9. При проходе сектором газа точки, разрешающей реверс двигателя, на выходе элемента 21 сигнал отсутствует, клапан 11 переднего хода отключается, на выходе элемента И 6 появляется сигнал, который включает клапан 12 заднего хода и элемент И 10, под18331
О
55 ключая сигнал управления к блоку 18 слсдящего управления сектором газа. Двигатель реверсируется, отключается блок 8, включается элемент И 9. Сектор газа устанавливается в положение, соответствующее задатчику, Использование изобретения позволит существенно упростить управление режимами работы судовой газотурбинной установки за счет уменьшения количества органов уп равления и повысить надежность и безопасность управления.
Формула изобретения
Устройство управления режимами работы газотурбинной установки, содержащее задатчик, связанный с блоками управления клапанами переднего и заднего хода и датчиками положения клапанов переднего и заднего хода, блок следящего управления сектором газа газотурбинного двигателя, основные и дополнительные логические элементы И и ИЛИ, отличающеес я тем, что, с целью улучшения управления режимами и повышения надежности газотурбинного двигателя, оно снабжено элементами НЕ, блоками выработки сигналов переднего и заднего хода и блоками разрешения реверса, причем вход блока выработки сигналов переднего и заднего хода соединен с выходом задатчика, а выходы блока выработки сигналов переднего и заднего хода соединены с первыми входами элементов ИЛИ, вторые входы которых соединены через блок разрешения реверса с выходом блока следящего управления сектором газа, при этом выходы элементов
ИЛИ соединены с первыми входами элементов И, вторые входы которых связаны с датчиками положения клапанов переднего и заднего хода, а выходы элементов И соединены с блоками управления клапанами переднего и заднего хода и с первыми входами дополнительных элементов И, вторые входы которых соединены со вторым выходом блока выработки сигналов переднего и заднего хода, при этом выходы дополнительных элементов И соединены со входами дополнительного элемента ИЛИ, выход которого соединен с блоком следящего управления сектором газа.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1; Авторское свидетельство СССР № 4б8532, F 02С 9/02, 1973, 718331
Редактор T. Горячева
1(орректор Т. Трушкина
Заказ 132/12 Изд. Ко 186 Тираж 497 Подписное
НПО «Поиск» Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Типография, пр. Сапунова, 2