Самоходная вагонетка

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

i ц 718609

ОП ИСАН И Е

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 23.03.78 (21) 2594196/22-03 с присоединением заявки № (23) Приоритет (43) Опубликовано 28.02.80. Бюллетень № 8 (45) Дата опубликования описания 28,02.80 (51) М. Кл.

Е 21F 13/00

В 61D 11/02

Государственный комитет

СССР по делам изобретений и открытий (53) УДК 625.242.2 (088.8) (72) Авторы изобретения

А. Э. Петросян, И. В. Ляшенко, Ф. С. Клебанов и А. П. Коршунов

Ордена Трудового Красного Знамени институт горного дела им. А. А. Скочинского (71) Заявитель (54) САМОХОДНАЯ ВАГОНЕТКА

Изобретение относится к горному делу и может эффективно применяться в забоях подготовительных вь работок шахт или рудников в периоды бурения опережающих скважин на пластах, опасных по прорывам газов, жидкостей, горной массы.

В настоящее время процесс бурения опережающих скважин в указанных условиях весьма опасен для горнорабочих, так как техника безопасности при этом основана 1р лишь на применении самоспасателей и дистанционного (,) 15 м) включения бурового станка, Известна самоходная вагонетка, включающая корпус, кабину, привод, пульт управ- 1к ления и ходовую часть (1).

Недостатком вагонетки является то, что она не пригодна для защиты горнорабочих, поскольку включает дизельный двигатель и открытый кузов.

Известна вагонетка, включающая корпус, привод с выключателями, пульт управления и ходовую часть (2).

Недостатками такой вагонетки являются то, что она не пригодна для защиты горнорабочих от внезапных прорывов газа, горной массы, жидкости, так как не имеет устройства для экстренного автоматического трогания с места в момент начала аварии, кабина не герметична, форма вагонетки не 30 соответствует условиям возможного буксирования из завала.

Целью изобретения является обеспечение надежности работы вагонетки при аварийных ситуациях.

Поставленная цель достигается тем, что у самоходной вагонетки, включающей корпус, привод с выключателями, пульт управления и ходовую часть, корпус выполнен герметичным и имеет связанный посредством пружин съемный сферический кожух, при этом один из выключателей привода вагонетки установлен между кожухом и корпусом, передняя часть которого выполнена сферической, средняя часть — цилиндрической, а задняя — параболической.

На фиг. 1 схематически изображена вагонетка, вид сбоку; на фиг. 2 — то же, вид сверху.

В корпусе 1 вагонетки смонтированы привод 2, соединенный с ходовой осью 3 и барабаном 4 для кабеля-троса 5. Кабина выполнена герметичной и снабжена внутри противоударными амортизаторами 6. В кабине установлены пружинящие кресла 7, обращенные спинками к забою, а также помещены средства 8 (стандартные) для регенерации воздуха и пульт 9 ручного включения бурового станка и привода вагонетки.

718609

На задней стенке снаружи нежестко с помощью пружины закреплен сферический кожух 10, под которым расположен включатель 11 привода вагонетки. В стенки кабины вмонтированы перископы или иллюминаторы 12. В сочетании с иллюминаторами снаружи закреплены зеркала 13, обращенные к заоою и разрушаемые как выбрасываемой горной массой, так и прп оуксированин вагонетки волоком.

Вагонетка имеет параоолопдную форму спереди по соображениям максимальной прочности, необходимой в период извлечения ее нз завала.

Цилиндрическая форма в ссрсдннс предусмотрена с учетом предъявляемых к конструкции требований прочности, максимального объема внутреннего пространства при минимальной поверхности кабины, минимальных ударов при боковом опрокидывании и лучшего слежения вагонетки за кабелем-тросом при извлечении ее из завала.

Сферическая форма вагонетки сзади предусмотрена с учетом прочности, уменьшения аэродинамического сопротивления и оптимального восприятия как осевой ударной нагрузки, так и нагрузки под углом к продольной оси вагонетки.

Принцип действия предлагаемой вагонетки заключается в следующем.

На период бурения скважины вагонетку задним ходом загоняют в подготовительный забой, сматывая при этом с барабана кабель-трос 5 и прокладывая его па пути движения в выработке. Вагонетку располагают вблизи бурового станка, проверяют гсрмстичность кабины, проветривают се, и горнорабочие размещаются в кабине всякий раз перед включением бурового станка, обязательно прн этом закрывая дверь.

Включение станка производится дистанционно в каоине с помощью пульта 9.

В случае внезапного прорыва под действием динамического давления газов, горной массы или жидкости кожух 10 прижимается к задней стенке вагонетки, нажимая при этом на включатель 11. Вагонетка трогается и горнорабочие эвакуируются от аварийного забоя. Для обеспечения дыханпя горнорабочих служит тот запас воздуха, который содержится в герметичной кабине. Кроме того, используются регенератор ы.

5 Управление вагонеткой в процессе дви>кения производится пасса>кирами с помощью пульта 9. В крайних случаях, когда вагонетка сходит нли опрокидывается с рельсов или происходит завал выработки измель)О ченной горной массой, горноспасатели организуют буксирование вагонетки, для чего служит кабель-трос 5. По этому кабелютросу осуществляют также связь с пассажирами вагонетки, оказавшейся в опасной

15 зоне.

При буксировании волоком кожух 10 под действием силы трения отсоединяется от вагонетки и теряется, равно как и зеркало или перископы, если они не разбились в момент

20 трогания вагонетки. Колеса с максимальной возможностью утоплены в корпус.

Применение изобретения позволит защитить горнорабочих от внезапных прорывов газа, горной массы, жидкости, и следовательно, повысит безопасность проходки подготовительных выработок.

Формула изобретения

50 Самоходная вагонетка, включающая корпус, привод с выключателями, пульт управления и ходовую часть, о т л и ч а ю щ а яс я тем, что, с целью обеспечения ее надежности работы при аварийных ситуациях, корпус вагонетки выполнен герметичным и имеет связанный посредством пружин съемный сферический кожух, прп этом один из выключателей привода вагонетки установлен между кожухом и корпу40 сом, передняя часть которого выполнена сферической, средняя часть — цилиндрической, а задняя — параболической.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР A 2280б2, кл. В б1Р 11/02, 04.03.бб.

2. Кальницкий Я. Б. и др. Самоходное погрузочное и доставо |пое оборудование на подземных рудниках, М., Недра, 1974, 50 с. 290 (прототип).

718609

1г v

Риз.1

Риа. а

Редактор Т. Морозова

Заказ 139/19 Изд. № 178 Тираж 626 Подписное

НПО «Поиск» Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Типография, пр. Сапунова, 2

Составитель Л. Котельникова

Техред В, Серякова

Корректоры: О. Гусева и 3. Тарасова