Центробежный насос
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (ia) 738624
Союз Советских
Социалистических
Республик (51)М.Кл. F 04 D 1/00
F 04 D 29/04 (61) Дополнительное к авт. свид-и†(22) Заявлено 21.09.78,(21) 2666604 25-06 с присоединением заявки—
Государственный комитет
СССР (23) Приоритет— (43) Опубликовано 28.02.80. Бюллетень № 8 (45) Дата опубликования описания 28.02.80 ао делам изобретений и открытий (53),УДК 621.67il (088.8) 1
II 1 с (72) Авторы изобретения
А. А. Быковский и А. Н, Быватов (71) Заявитель (54) ЦЕНТРОБЕ)КНЫД НАСОС
Изобретение относипся к о бласти насосостроения, а именно,к центробежным насоса.м, |в кото:рых возникает необходимость уравновешивания осевой силы.
Известен центробежный iHBсос, содержащий IKQplIIgc и установленное в нем:на валу ра бочее колесо, на ведущем диске которого выполнвны радиальные ребра 11).
Радиальные ребра в известном насосе воспользуются для частичного уравновешивания осевой силы, действующей на рабочее колесо, так KBIK осевая сила, вознакающая вследствие повышения,да вления н межреберных каналах, направлена в сторону, обратную действию осевой |силы, возникаю- 15 щей от повышения давления в межлопаточных каналах центробежного рабочего колеса. Остаточная обсевая сила,в таком ,насосе, воспринимается упорными подшип никами. 20
Однако полностью воапринять упорными подшипниками осевое усилие при зна чительных о|боротах ротора и высоких давлениях, развиваемых, рабочим колесом, не. 25 возможно, Недостаток Бз вестного IHBcoc3 заключа ется в большой дополнительной затрате мощности и .снижении КПД. вследствие использования радиальных ребер для урйно2 вешивания осевой силы, действующей на рабочее колесо.
Цель — повышение КПД, Указанная цель достигается тем, что поверхность ведущего диска со стороны ребер снабжена слоем эластичного материала, а между корпусом и ведущим диском установлен кольцевой диск, лодпружиненный относительно, корпуса,и имеющий радиальные сивозные пазы, и ребра расположены в по следних с возможностью пере,мещения.
На фиг. 1 изображен центробежный на- . сос, продольный разрез; на фиг. 2 — сечение А — А,на фиг. 1.
Насос содержит корпус 1 и установлен.ное в нем на валу 2 ра бочее колесо 8, на ведущем диске 4 которого выполнены радиальные ребра G.,Поверхность ведущего диска 4 со стороны ребер 5 снабжена слоем эластичного материала о. Между корпусом
1 и ведущим диском 4 установлен кольцевой диск 7, подпружиненный пружиной 8 относительно корпуса 1, Диск 7 имеет радиальные;сквозные па зы 9, и .ребра 5 расположены g пюследних с,возможностью перемещения. gIMcK 7 расположен в камере 10, образуемой,ра,бочим колесом З,и корпуоом
1. Вал 2 рабочего, колеса 8 установлен в упорных под шипниках 11.
718624
3.
П ри работе центробежного насоса на невысоких оборотах ра бочего .колеса 8, давление в .камере,10 невелико, высота выступающих из диска 7 радиальных ребер 5 незначительна и почти вся осевая;сила .воспринимается упорными подшипйиками 11, С ростом оборотов рабочего;колеса 3, - давление в камере 10, следовательно, и осевая .сила увеличивается, диск 7 с пазами 9 для ребер о перемещается лод ее действием относительно рабочего колеса 8
:влево,,высота радиальных ребер 5,,выстулающих из диска 7, увеличивается, а величина осевой силы, уравнавешиваемая радиальными ребрами 5, возрастает, что позволяет .полйостью во спринять остаточную осевую силу упорными подшипниками 11.
Толщина слоя и модуль упругости эластичного материала подбираются таким образом, чтобы упорные подшипныки 11 были полностью и стабилыно нагружены асевой силой при:различных рабочих режимах насоса.
Такое вьгполнение разгрузочного устройства дает зовможБость повысить КПД насоса за счет исключения дополнительных затрат мощности на уравновешивание осе» вых оил, способных восприниматься упор ными подшипниками, что особенно важно для яасосов, работающих относительно малое время от общего ресурса на,максимальв»ных или повышенных оборотах.
Фор мул а,изобретения
Центробежный насос, содержащий корпус и установленное в нем на валу рабочее колесо,,йа .ведущем диске, которого выполнены радиальные:ребра, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью iIIQBûøåíèÿ
КПД, <поверхность ведущего диска со сто15 роны ребер снабжена слоем эластичного ма териала, а между корптуСом и;ведущим диском установлен кольцевой диск, падлружиненный относительно корпуса и имеющий ,радиалыные сквозные паузы, и ребра распо20 ложены в последних с возможностью перемещения, <
И сточник и<нформа ции, принятый во в намание при эеапертизе:
2> 1. Певзнер Б. М. Судовые центробежные и осевые на сосы. Л., «Судостроение», 1964, с. 68, ри.с. 29.
718624
4-А
Фиг.t
Фиг.2.
Составитель Л. Анисимова
Техред А. Камышникова Редактор Л. Гольдина
Корректор С. Файн
Заказ 46/106 Изд. № 165 Тираж 729 Подписное НПО «Поиск» Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Тип, Харьк. фил. пред. «Патент»