Датчик частоты вращения газотурбинного двигателя

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

-с" - " . ь.м па,уен, но - т. от

Союз Советских

Социалистических

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 29.08.78 (21) 2662125/18-06 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет (51) М. Кл,2

G 050 13/12//

F 02 С 9/02

Государственный комитет (43) Опубликовано 28.02.80. Бюллетень № 8 (53) УДК 621.438-55 (088.8) ио делам изобретений н открытий (45) Дата опубликования описания 28.02.80 (72) Авторы изобретения

А, А. Артемьев и 1О, А. Дзарданов (71) Заявитель (54) ДАТЧИК ЧАСТОТЫ ВРАЩЕНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО

ДВИГАТЕЛЯ

Изобретение относится к области регулирования газотурбинного двигателя, а более конкретно к конструкциям датчиков частоты вр ащения.

Известен датчик частоты вращения газотурбинного двигателя, содержащий, связанный с центробежными грузиками и рабочей пружиной маятник, контактирующий с пятой, в которой выполнена дозирующая щель с рабочей камерой, соединенная с регули- р руемой полостью исполнительного сервомеханизма, подключенной через жиклер с магистрали высокого давления (1).

Недостатком данного датчика является то, что во время работы маятник совершает 15 высокочастотные колебания на отдельных режимах с большой амплитудой и может самопроизвольно менять свое среднее положение. Такое поведение маятника объясняется изменением направления действия гидродинамической силы, действующей на маятник, вследствие прилипания вытекающей струи то к пяте маятника, то к самому маятнику, что вызывает его нестабильную работу.

Целью изобретения является повышение надежности путем стабилизации работы маятника, Поставленная цель достигается тем, что в теле пяты дополнительно выполнено слив- 30 ное отверстие, подсоединенное к регулируемой полости и расположенное от рабочей кромки щели па расстоянии, равном 2 — 3 его диаметрам, причем площадь отверстия составляет 20 — 25% от площади щели.

На фиг. 1 представлена принципиальная схема датчика; на фиг. 2 — вид по стрелке А на фиг. 1.

Датчик частоты вращения двигателя содержит связанный с центробежными грузиками 1 н рабочей пружиной 2 маятник 3, который контактирует с пятой 4. В пяте выполнена дозирующая щель 5, соединенная с регулируемой полостью 6 исполнительного сервомеханизма 7. Регулируемая полость 6 подключена к магистрали 8 высокого давления через жиклер 9. В теле пяты 4 со стороны рабочей кромки 10 дозирующей щели 5 выполнено симметрично последней отверстие 11, соединяющее каналом 12 регулируемую полость 6 со сливом 13.

Затяжка пружины 2 осуществляется профи",ïðîâàííûì кулачком 14. Рабочее сечение 15 представляет собой открытую площадь дозирующей щели 5 при перекрытии ее маятником 3 на установившихся режимах.

Устройство работает следующим образом.. 718836

Заказ 127/15

НПО «Поиск»

Типография, пр. Сапунова, 2

Затяжка пружины 2 датчика частоты вращения двигателя задается положением профилированного кулачка 14, соответствующим заданному режиму работы двигателя.

При увеличении затяжки пружины 2 маятник 3 закрывает дозирующую щель 5, в связи с этим давление в регулируемой полости б, куда подведено высокое давление из магистрали 8 через жиклер 9, возрастает и перемещает исполнительный сервомеханизм 7, с которым связано дозирующее устройство (не показано).

Изменение расхода дозирующим устройством будет происходить до тех пор, пока не установится заданная частота вращения, при которой сила, развиваемая центробежными грузиками 1 не станет равной затяжке пружины 2.

Для включения высокочастотного колебания маятник 3 по каналу 12 через отверстие

11 подводится высокое давление из магистрали 8 за жиклером 9.

Истечение через отверстие 11 будет происходить под тем же перепадом давления, что и истечение из дозирующей щели 5.

Вследствие этого исключается образование разряжения на плоскости пяты 4. В этом случае не происходит перекладка струи, которая вызывала колебания маятника 3.

Диаметр отверстия 11, равный 20 — 25% от площади рабочего сечения 15, и расстояние удаления отверстия, равное 2 — 3 его диаметрам от рабочей кромки 10 дозирующей щели 5, выведены экспериментальным путем и является оптимальными.

Уменьшение диаметра отверстия не может исключить высокочастотных колебаний маятника 3, вследствие образования зоны разрежения на плоскости пяты 4.

Увеличение диаметра отверстия 11 влияет на увеличение расхода из полости б.

Расположение отверстия 11 по отношению к рабочей кромке 10 выбрано мини5 мальным (что соответствует 2 — 3 диаметрам) из конструктивных соображений, а при увеличении этого расстояния истечение из отверстия 11 не исключит образование разрежения на плоскости пяты 4.

16 Такое конструктивное выполнение датчика частоты вращения двигателя позволило стабилизировать работу маятника регулятора и тем самым повысить надежность работы двигателя.

Формула изобретения

Датчик частоты вращения газотурбинного двигателя, содержащий связанный с центробежными грузиками и рабочей пружи2О ной маятник, контактирующий с пятой, в которой выполнена дозирующая щель с рабочей кромкой, соединенная с регулируемой полостью исполнительного сервомеханизма, подключенной через жиклер к магистрали

25 высокого давления, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности путем стабилизации работы маятника, в теле пяты дополнительно выполнено сливное отверстие, подсоединенное к регулируемой з0 полости и расположенное от рабочей кромки щели на расстоянии, равном 2 — 3 его диаметрам, причем площадь отверстия составляет 20 — 25% от площади щели.

Источники информации, З5 принятые во внимание при экспертизе

1. Отчет «Исследование причин, вызывающих неустойчивую работу маятникового устройства агрегатов», выпущенный специализированным предприятием, 1975, с. 28.

Изд. № 176 Тираж 956 Подписное