Способ изготовления резьбовых деталей
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических рес тубпик (61) Дополнительное к авт. свид-ву(22) Заявлено 04.04.78 (21) 2599488/25-2 с присоединением заявки М (23) Приоритет
Опубликовано 05.03.80 Бюллетень М 9
Дата опубликования описания 10.03 80
3Ъеударстевинм6 камнтет
СССР вв делам нзебретеннй н етнрытнй
Г. С. Ракошиц, А. Н. Кошкин и И, И. Котова (72) Авторы изобретения (71) Заявитель московский автомобильный завод им. И. А. Лиха ева (54) СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ РЕЗЬБОВЫХ ДЕТАЛЕЙ
Изобретение относится к обработке металлов давлением, в частности, к спо-. собам изготовления резьбовых деталей, у которых фиксация обеспечивается за сч е т особой формы рез ьбы.
Известен способ изготовления резьбовых деталей с ограниченной глубиной ввинчивания путем выполнения на торце детали кольцевой канавки и воздействие на нее кольцевым коническим инструментом flj
Недостаток способа в том, что он не обеспечивает надежного ограничения глубины ввинчивания резьбовой детали при значительных моментах затяжки, т.е.
15 не обеспечивает требуемые эксплуатационные свойства изделий.
11ель изобретения — увеличение повышения эксплуатационных свойств изделий за счет увеличения надежности о1 раничения глубины ввинчивация при значительных моментах затяжки.
Поставленная цель достигается тем, что кольцевую канавку выполняют выдав-
2 ливанием с диаметром, равным 0,7
0,85 наружного диаметра резьбы глубиной 0,6-1,0 шага резьбы и профилем в форме клина, одна из сторон которого, обращенная к резьбе, наклонена к оси симметрии детали под углом 50-70, другая — по д углом 8-1 2
На фиг. 1 схематически изображена резьбовая деталь с наружной резьбой, на фиг. 2 — участок детали на фиг. 1.
Для обеспечения ограничения глубины ввинчивания торец детали со стороны по; следних витков резьбы деформируют кольцевым коническим инструментом, выдавливают кольцевую канавку, сечение которой имеет форму клина с разными углами наклона.
Канавку выполняют на торце резьбовой детали по диаметру равному 0,70,8 наружного диаметра резьбы.
Большой угол наклона профиля канавки с направлен в сторону резьбы и равен 50-70
10 Пример. Предлагаемый способ йзготовления резьбовых деталей с ограничением глубины ввинчивания применяют при сборке пробки гряэесборника с коленчатым валом автомобиля ЗИЛ-130, 15 Материал пробки сталь 15 кп, наружный диаметр резьбы пробки 30 мм, шаг резьбы 1,5 мм.
Торец пробки со стороны последних витков резьбы деформируют кольцевым коническим давильником, выдавливают при этом по диаметру 25 мм, т,е. 0,83 от наружного диаметра разьбы клиновидную канавку глубиной 1 мм, т.е. 0,67 шага резьбы.
3 719
Т ра атом меныииа "угал" аамапоаа ароО филя канавки ь равен 8-12, глубина канавки должна быть 0,6-1,0 шага резьбы.
В результате такой деформации в зоне верхнего, не имеющего полного и"рофиля витка происходит перемещение объе - мов металла, вытесняемого кольцевйм
- клсойно овйдйыом инструментом.
При этом перемещения объемов метал" ла дйаметр верхнего витка становится больше, чем наружный диаметр Р резьбы детали, что и обеспечивает значительный момент стопорения резьбовой
-детали при завинчивании.
Параметры кольцевой канавки установлены экспериментально. При выполнении диаметра канавки D 1 менее 0,7 0 диаметр верхнего витка приближается к наружному диаметру резьбы и происходит уменьшение момента стопорения резьбовой детали. При этом "уменьшается размер многогранного углубления под ключ, что приводит к браку детали из-за невозможности сборки. При выполнении диаметра канавки D1 более 0,85 D по" "является-опасность уменьшения прочнос= чй верх его витка," вплоть до его среза, что приводит к уменьшению момента затяжки при стопорении.
Выполнение угла с более 70 при"водит к резкому увеличению усилия вы йвлйвайия канавки, а также к увеличению осевой деформации витка и уменьшению радиальной деформации, из-эа чего .наружный диаметр верхнего витка уве-
" "." личйоваретссяо- яеэначнотепьно, что приводит
" к умейьшейию мбмента затяжки при стопорений резьбовой доетали.
При выполнении угла «А. менее 50
"с бром твоертс гвен но уом еыньсш аетСя :ра дна льная дефорМаоция витка И уменьшается его наружный диаметр; -уменьшается и момент затяжки при стопорении детали. При вью полнении угла р менее 8 происходит прилипание" детали к инструменту. дляы уСтранения этого ясвления вводят в конструкцию инструмента либо отлипа- . тель, либо выталкиватель, либо съемник, чо тб умфйожняет конструкцию инструмента.
При выполнении угла р более 12
"резко Ъбзфасртает усилие вайявяяваййям с кольцевой клиновидной канавки. При этом уменьшается размер многогранного углубления под ключ, что приводит к браку детали по несобираемости.
При выполнении канавки глубиной более 1 шага резьбы, радиальная дефор765 4 — мация распространяется не только на последний, но и на предыдущие витки, I что вызывает затруднение при сборке.
При выполнении канавки глубиной менее О, 6 шага резьбы радиальная деформация последнего витка недостаточна для обеспечения значительного момента затяжки при стопорении детали.
Больший угол рС. наклона профиля канавки направлен в сторону резьбы и рао вен 60 . Меньший угол наклона профиля канавки равен 10 В результате такой о деформации тбрца пробки получают выступание первого витка за наружный диаметр резьбы, что в свою очередь, обеспечивает надежное стопорение пробки в резьбовом отверстии коленчатого вала.
Предлагаемый способ изготовления реэьбовых деталей обеспечивает повышение эксплуатационных свойств деталей эа счет увеличения надежности ограничения глубины их ввинчивания с гарантированным моментом затяжки.
Формула изобретения
Способ изготовления резьбовых деталей с ограниченной глубиной ввинчивания путем выполнения на торце детали кольцевой канавки и воздействия на нее кольцевым коническим инструментом, о тл и ч а ю ш и и с я тем, что, с целью повышения эксплуатационных свойств из делий эа счет увеличения надежности ограничения глубины ввинчивания, кольцевую канавку выполняют выдавливанием с диаметром, равным 0,7 — 0,85 наружного диаметра резьбы глубиной 0,6
1,0 шага резьбы и профилем в форме клина °
719765
5 одна из сторон которого, обрашенная к резьбе, наклонена к оси симметрии детали под углом 50-70, а другая — под о углом 8-12.
Источники информации, принятые во вчимание при экспертизе
1. Патент Англии % 1, 305, 045, кл. Г 2 Н, 1973.
* Составитель E. Субботин
Редактор Н, Кравцова Техред О. Легеза Корректор М. немчик
Заказ 269/6 Тираж 986 Подписное
IIHHHfIH Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва Ж-35, Раушская наб., д, 4/5
Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, yii. Прое тная, 4