Лопаточная машина
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Союз Советских
Социалистических
Республик
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕН ИЯ 720177
«Ъ: —, * ,4
/=К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Я (51) М. Кл.
F 01 0 11/08 (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22)Заявленоp1 066.76 (21) 2366974/24-06 с присоедииениеи заявки М (23) Приоритет
Опубликовано 05.0Э.80. Бюллетень М9
Дата опубликования описания 07.0З 80
3Ъеударетввнный камнтет
СССР ае овнам нзебриеннй н етхрытнй (53) УДК 621.438 (088.8) (72) Авторы изобретения
А. Г. Давыденко, Г. В. Костин и В. П. Наугольнов (7I ) Заявитель (54) ПОПАТОЧНАЯ МАШИНА шипника на валу или ступице рабочего колеса. Это позволяет поддерживать радиальный зазор между рабочим колесом и плаваюшим кольцом постоянным. Радиальный зазор может быть выбран минимально допустимым, причем его величина выбирается к:ходя из следуюшего соотношения д ) + + (лЯ еЯ.
h щц " р — и>леса лалЫз,О Л где d
iч>леса лОлЬиС1
Изобретение относится к машиностроению, в частности к лопаточным машинам.
И звест ны лоп аточн ые м аш и ны, с одержашие корпус, вал с рабочим колесом и плаваюшее кольцо, образуюшее радиаль5 ный зазор по периферии рабочего колеса и взаимодействуюшее по торцу с корпусом Ц.
Недостатком известных устройств является возможность касания при малом !
О радиальном зазоре врашаюшегося с большой скоростью рабочего колеса о неподвижное кольцо, что снижает надежность, или соответствуюшее увеличение пери1S ферийного радиального зазора, что приводит к ухудшению экономичности лопаточной мешины.
11елью изобретения является увеличение надежности и экономичности лопаточной машины.
Указанная цель достигается тем, что плаваюшее кольцо жестко соединено с втулкой, установленной нри помоши подминимальный радиальный зазор; диаметральный зазор между втулкой и в ялом или с гупицей рабочего колеса; величина изменений радиальных размеров колеса за счет рабочих нагрузок; то же, для плавающего кольца; величиня несоосность уплотняюшей поверхности рябоче1 о колеся относительно вала илн ступицы;
720177
К вЂ” величина несоосности п2
Р лотняюшей .поверхности плавающего кольца относительно посадочной поверхности втулки.
1- а чертеже представлена предлагае мая лопаточная машина, продольный разрез.
Онв содержит корпус 1, в котором установлены вал 2 с рабочим колесом 3 и плавепощее кольцо 4„свободно устанавливаемое в корпусе 1 и охватыве ьщее с образованием выбранного радиального зазора рабочее колесо 3, образуя с ним шелевое или лвбиринтное уплотнение. Плавающее кольцо 4 взаимодействует по одной из торцовых поверхностей с корпусом 1. В турбине плавающее кольцо 4 устанавливается на выходе из рабочего колеса 3, в компрессоре — на входе в него.
На ступице рабочего колеса 3 установлена при помощи подшипника, например, качения, скольжения, гидроствтического или др., втулка 5, жестко соединенная с помощью ребер 6 с плавающим кольцом 4. При необходимости втулка 5 может быть установлена по любой переходной детали ротора лопастной машины.
Л оп а точи а я маш ин а р абот ает сле дующим образом.
При вращении рабочего колеса 3 плввакеиее кольцо 4 под действием перепада давления до и после рабочего колеса прижимается по торцу к корпусу 1. При деформациях (прогибах) вала 2 втулка 5 пер мешается вслед за валом., перемещая при этом с помощью ребер 6 плавающее кольцо 4. Тем самым плавающее кольцо
4 осуществляет слежение за перемещением рабочего колеса 3. При этом полностью исключается касание рабочего колеса 3 о плавающее кольцо 4. о Использование данного изобретения позволяет увеличить срок безаварийной работы лопаточных машин.
Формула изобретения
Лопвточная машина, содержащая корпус, вал с рабочим колесом и плавающее кольцо, образующее радиальный зазор .по периферии рабочего колеса и взаимодействующее по торцу с корпусом, о т л ич а ю ш а я с я тем, что, с целью повышения экономичности и надежности лопаточной машины путем поддержания радиального зазора постоянным, плавак шее кольцо жестко соединено с втулкой, установленной при помощи подшипника на валу рабочего колеса.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Васильев A. П. Основы теории и расчеты жидкостных ракетных двигателей. М., Высшая школа", 1967, с. 481, МУ, 1О-в (прототип).
720177
Составитель В. Макаров
Редактор Г. Гохфельд Техред Э. Чужик Корректор Г. Решетник.
Заказ 10187/25 . Тираж 583 Подлисное
UHHHHH Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4