Устройство для крепления детали на конце вала
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
Союз Советских
Социалистических
Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 040578 (21 ) 261 641 4/25-2 7 (51) М. Кл. с присоединением заявки № (23).Приоритет—
F 16 В 3/00
Государственный комитет
СССР по делам изобретений и открытий
Опубликовано 050380, Бюллетень ¹ 9
Дата опубликования описания 080380 (53) УДК 621 886 6 (088 .8) (72) Автор изобретения
B.A. Кислякон (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ КРЕПЛЕНИЯ ДЕТАЛИ
НА КОНЦЕ ВА ЛА
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в устройствах для крепления и демонтажа детали, закрепленной на конце вала ° 5
Известно устройство для крепления и демонтажа рабочего колеса турбомашины, установленного на коническом конце вала, содержащее гайку, дополнительно снабженную наружной резьбой, 10 шаг которой меньше шага внутренней резьбы (1) .
Недостатком этого устройства является его ограниченная надежность, так как гайка имеет малый контакт со ступи (ей колеса (несколько витков резьбы), хотя в процессе работы получает дополнительную осевую нагрузку вследствие наличия конуса у сопряженных поверхностей ° 2О
Кроме того, монтаж колеса при этом возможен только при условии концентричного расположения резьбовых поверхностей вала и колеса турбомашины, что сложно осуществить при горизонталь- 25 ном положении их осей. В противном случае возможен срез витков резьбы.
Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности и до" тигаемому эФфекту является устройство для gg крепления детали на конце вала, имеющего шпоночные пазы, содержащее эакрепляемую дэталь со шпоночными пазами, устанонленные и совмещенных пазах шпонк и, к онцен ую шайбу и в инт (2 ) .
Недостатками известного устройства янляются сложность демонтажа н сн яэи с необходимостью применения специнструмента- и недостаточная надежность крепления. цель изобретения — упрощение демонтажа детали и повышение надежности ее крепления.
Поставленная цель достигается тем, что каждая из шпонок выполнена с головками на концах, концевая шайба ныполнена с внутренней проточкой и прорезями для установки шпонок с головками, а также с фигурным отнерс— тием для крепежного винта, выполненного с опорным буртом на голонке и с дополнительно буртом, в эаимодействующим при демонтаже детали с концевой шайбой и через головки шпонок с деталью.
На фиг. 1 изображено предлагаемое крепление детали на конце вала, выше осевой линии н рабочем положении, ниже — в период демонтажа;на фиг. 2 разрез А-A на фиг. 1.
720205
Устройство для крепления детали содержит вал 1 со шпоночными пазами
2 на его конце и закрепляемую деталь 3 со шпоночными пазами 4 и торцевой прорезью 5, B пазах размещены шпонки 6, на концах которых выполнены головки..7.и .8., одна из которых, например 7, размещена в торцовой про рези 5.
Крепление детали 3 от осевого смещения осуществляется концевой шайбой 9 и крепежньм винтом 10. Концевая шайба 9 выполнена с внутренней проточкой 11, содержащей прорези 12 и фигурное отверстие 13 для пропуска головки винта 10 при ее ус-ановке на винт. B проточке 11 размещены головки 8, а прорези 12 служат для ввода и вывода их из проточки 11. КрепежнЫй винт 10 снабжен буртиком 14„взаимодействующим при демонтаже детали с концевой шайбой 9. 2О
Крепление детали осуществляется следующим образом, IlhIoHKjj 6 вставляют в шпоночные пазы 4 эакрепляемой детали 3 и последнюю устанавливают на конец вала
1.. При этом одна иэ головок, наприМер 7, шпонок 6, заходит в торцовую прорезь 5 ° Затем устанавливают концевую шайбу 9 на предварительно проПущенный через ее отверстие винт 10 между его головкой и буртиком 14, и заводят головки 8 шпонок 6 через прорези 12 в проточку 11 концевой шайбы 9 и последнюю поворачивают, После этого завинчивают крепежный винт 10, перемещая закрепляемук деталь 3 на месте посадки и окончательно закрепляя ее.
При демонтаже детали 3 крепежный винт. 1 О выв инчивают, последний в оздействует на концевую шайбу 9,. которая, в свою очередь, взаимодействуя с головк ой 8 шпонок 6, сдвигает закрепленную деталь 3 с места посадки на валу 1. После этого, как концевая шайба 6 освободится, ее снимают и деталь 3 ос в обожда етс я, Выполнение концевой шайбы с внутренней проточкой, содержащей прорези, в которой размещаются головки шпонок, и с фигурным отверстием для крепежного винта, снабженного буртиком, взаимодействующим при демонтаже детали с концевой шайбой, позволяет при надежном -акреплении детали на конце вала, упростить ее демонтаж.
Формула изобретения
Устройство для крепления детали на конце вала, имеющего шпоночные пазы, содержащее закрепленную деталь со шпоночными пазами, установленные в совмещенных пазах шпонки, концевую шайбу и винт, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью упрощения демонтажа и повышения надежности ее закрепления, кажда я из шпонок в ыполнена с головками на концах, концевая шайба выполнена с в нутренней проточк ой и прорезями для установки шпонок с головками, а также с фигурньм отверстием для крепежного винта, выполненного с опорным буртом на головке и с дополнительным буртом, взаимодействующим при демонтаже. летали с концевой шайбой и через головки шпонок с деталью.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР
Р 41 3267, кл. Р 01 13 25/28, 1974.
2. Патент Германии 9 435284„ кл. 47с, 1, 1926 (прототип) .