Устройство для стопорения болта с круглой головкой

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Советских

Социалистических республик

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ к лвтовскомх сви ютильств

1 (61) Дополнительное к авт. свид-ву(22) Заявлено 160578 (21) 2617393/25-27 г с присоединением заявки Ю— (23) Приоритет Опубликовано 050380, Бюллетень ¹ 9

Л.

39/00

6 35/04

Государственный комитет

СССР по делам изобретений и открытий

621,882.57 (088. 8) Дата опубликования описания 080380 (72) Авторы изобретени я

Е.В.Бизяев, В.Я.Резниченко и Л.С.Браудо

Производственное объединение турбостроения Ленинградский металлический завод (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ СТОПОРЕНИЯ БОЛТА

С КРУГЛОЙ ГОЛОВКОЙ

Изобретение относится к машиностроению, в частности к конструкциям, работающим в условиях вибрации и вращения.

Известно устройство для стопорения болта с круглой головкой, установленной в гнезде детали, содержащее закладную проволоку, концы которой после установки болта вставляются в отверстия, выполненйые в стенке гнезда, а средняя часть проволокивходит в шлиц в головке болта t 1 3

Недостаток устройства — выпадение проволоки при вращении и вибрации скрепляемых деталей.

Известно также устрбйство для стопорения болта с круглой головкой, утопленной в гнезде соединяемой детали, с помощью шарика частично входящего в углубление в головке болта и в паз, имеющийся в стенке гнезда Г21

Однако технология изготовления этого устройства и его монтажа сложна.

Пель изобретения — повышение технологичности конструкции.

Поставленная цель достигается тем, что стопорный элемент снабжен цилиндрическим хвостовиком, а паз в гнезде детали выполнен в виде отверстия в стенке гнезда и расположен перпендикулярно оси болта.

Углубление в головке болта может быть выполнено в виде лыски, а стопорный элемент — в виде сигментной шпонки; углубление в головке болта может выполнено в виде паза, а стопорный элемент — в виде призмати10 mecKoA шпонк

На фиг.1 схематично изображено устройство для стопорения болта с круглой головкой, продольный разрез по оси болта; на фиг.2 — стопорный элемент при наличии на головЪе болта паза, разрез A A на фиг. 1; на фиг. 3 то же, при наличии на головке болта лыски, разрез A-A на фиг. 1.

В скрепляемой детали 1 (например, фланце ротора) выполнено отверстие 2

2О под болт 3, устанавливаемый без зазора или с малым зазором, и цилиндрическое гнездо 4 под круглую головку 5 болта. На головке 5 имеется лыска или паз 6, в который с минимальным зазором вставлена головка стопорного элемента 7 °

Стопорный элемент 7 снабжен цилиндрическим хвостовиком 8, который предназначен для установки в отверстии 9, просверленном насквозь в

720211

Формула изобретения

ЦНИИПИ Заказ 304/13 Тираж 1095 Подписное

Филиал ППП Патент „ г. Ужгород, ул, Проектная, 4 стенке гнезда перпендикулярно оси болта 3 °

Стопорное устройство работает следующим образом.

Перед установкой болта 3 н отверстие 9 заводят цилиндрический хностовик 8 стопорного элемента. При этом головка стопорного элемента 7 повернута так, чтобы при установке бслта ее контуры сопрягались с контурами паза или лыски 6 на головке 5 болта 3 и стенкой цилиндрического гнезда 4 детали.

При затяжке и разбалчивании болта 3 поверхность лыски или паза 6 упирается в головку стопорного элемента 7, который через свой хвостоник передает крутящий момент с болта 3 на скрепляЕмую деталь 1.

При выполнении хвостовика 8 стопорного элемента достаточно массивным с головки болта 3, скрепляемого 2О деталь 1, могут быть переданы значительные крутящие моменты.

После установки болта 3 исключается возможность выпадения стопорного элемента, поворота его вокруг своей оси или перемещения вдоль оси хностовика. Устройство обеспечивает надежное стопорение болта при сборке и разбалчивания и при работе н условиях вибрации„ 36

Применение описываемого устройства повышает технологичность конструкции и надежное стопорение болтон фланцевых соединений роторов при натяге, разбалчивании и работе в условиях вращения и вибрации, исключает или уменьшает количество развертываний отверстий под болты без зазорон, что н конечном счете повышает надежность и эксплуатационные качества машин.

1. Устройство для стопорения болта с круглой головкой, утопленной в гнезде соединяемой детали, содержащее стопорный элемент, взаимодействующий с соединяемой деталью и со стенкой углубления в головке болта, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения технологичности его изготовления и упрощения монтажа, стопорный элемент снабжен цилиндрическим хвостоником, входящим в отверстие, выполненное н стенке гнезда н соединяемой детали и расположенное перпен— дикулярно оси болта.

2. Устройство по п.1 о т л и ч аю ш е е с я тем, что углубление н головке болта выполнено н виде лыски, а стопорный элемент — н ниде сегментной шпонки.

3. Устройство по п.1, о т л и ч аю щ е е с я тем, что углубление в головке болта выполнено н виде паза, а стопорный элемент — н виде призматической шпонки.

Источники информации, принятые но внимание при экспертизе

1.Детали машин. Под ред,проф.

H.0.À÷åðêàHà, М.,1968, т.1, с.164, рис. 56-8.

2. Авторское свидетельство СССР

Р473855, кл. F16 5 39/02, 1973 (прототип).

4-4