Самостопорящаяся шпилька

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Советских

Социалистических

Республик

»720213 (61) Дополнительное к (22) Заявлено 1603.7

1)м. Кл.2

Е 16 Ь 39/02 с присоединением зая

Государственный комитет

СССР по делам изобретений и открытий (23) Приоритет—

Опубликовано 050

Дата опубликовани

) УДК 621 . 882 (088.8) (72) Авторы изобретения

В .М . Синяв ский и В .М . Мурашев (71) Заявитель

{54) слмостопорящляся шпилькл

ОПИС

ИЗОБРЕ

Из обре те н не от носится к маши ностроению, а более конкретно к деталям машин, и может примеЙяться для соединения съемных деталей с корпусными.

Известна самостопорящаяся: шпилька с конусным отверстием со стороны торца, в котором размещен шарик.

Шарик взаимодействует с основанием отверстия через упор, установленный соосно шпильке. При затяжке шпильки шарик внедряется в конусное отверстие, вызывает увеличение поперечного размера резьбового участка шпильки, чем обеспечивается стопорящий 15 эффект (1)

Недостаток известного устройствамалая надежность стопорения, поскольку последнее обеспечивается только фрикционными силами. 20

Наиболее близким к изобретению по технической сущности и достигаемому результату является устройство, содержащее базовую деталь, в реэьбовое отверстие которой установлена шпиль ка, имеющая продоль ные прорези, разделяющие ее на несколько пружинящих частей, разведенных в свободном состоянии. Для удобства монтажа на конце резьбового стержня 30 выполнена кольцевая канавка, в которой установлено кольцо, стягивающее пружинящие части (2 j

Недостатки приведенной конструкции: низкая надежность стопорения, так как стопорящее усилие обусловлено лишь упругостью пружинящих частей, а оно должно иметь незначительную величину (для простоты установки и снятия кольца) т неудобство монтажа и демонтажа, обусловленное наличием кольца, для установки и снятия которого требуется дополнительный инструмент, а также дополнительное,время; невозможность испольэовать в местах, имеющих односторонний доступ.

Целью изобретения является увеличение надежности и упрощение процесса стопорения.

Указанная цель достигается тем, что участок шпильки, ввернутый в корпусную деталь, имеет со стороны торца цилиндрическое углубление для размещения вкладыша иэ упругого ма-. териала, длина которого превышает глубину отверстия, а прорези, саобщающиеся с углублением, образуют лепестки, ориентированные по направлению эавинчивания, при этом концы

720213

Формула изобретения лепестков выполнены.со скооами, образующими острые кромки, которыми

Они взаимодействуют с резьбовой поверхностью отверстия корпусной дета ли .

На фиг. 1 изображена шпилька до монтажа; на фиг.2 — после монтажа и пример ее применения для соединения съемных деталей с базовой; на фиг. 3сечение А-A на фиг.2.

Шпилька 1 содержит реэьбовой участок 2, ввертываемый в отверстие. корпусной детали 3. Резьбовой участок 2 шпильки 1 имеет длину, превы)ающую глубину взаимодействующего с ним реэьбового отверстия корпусной ) 5 детали 3, и вйполнен с осевым углублением, в котором установлен вкладыш

4 из упругого материала. Длина Вкладыша 4 превышает глубину углубления.

На резьбовом участке 2 предусмотрены О профильные сквозные радиальные прорези 5, сообщающиеся с осевым углубле= нием. Прорези 5 образуют лепестки 6, направленные своими концами 7 в сторону возможного самоотвинчивания шпильки 1. Концы 7 лепестков выполнеЙы со сК ocBMHà 8 Ск Осы 8 св Оими вер шинами 9 взаимодействуют с реэьбовой поверхностью отверстия корпусной детали 3 после монтажа.

Монтаж шпильки осуществляется следующим образом.

Шпилька 1 рез ьбовым участк Ом 2 ввинчивается в резьбовое отверстие корпусной детали 3 до упора (наг .Равление завинчивания показано стрелкой на фиг .3) ° Вкладыш 4, упираясь в торец отверстия, упруго деформируется, заполняя пустоты и отгибает лепестки

6 в радиальном направлении, осуществ-,?() ляя выбор зазора в резьбовом соединении, при этом вершины 9 лепестков 6 упираются в резьбовую поверхнос.".ь от= верстия детали 3 (на фиг.3 показано утрировано пунктиром), препятствуя тем самым самоотвинчиванию шпильки 1.

Предлага.емая самостопорящая шпилька Обладает б Олен Высокой степенью надежности стопорения, так как усилие, с которым Отгибаются лепестки, можно выбрать очень большим В зависимости от величины выступающей части Вкладыша эа торец шпильки, и, кроме этого, Вершины скосов лепестков направлены

В =òîðîíó возможног:о самоотвинчивания, что надежно фиксирует конец шпильки В отверстии корпусной детали.

Также упрощается процесс монтажа, так как он сводится лишь к ввинчиванию шпильки до упора в реэьбовое отверстие корпусной детали (не требуется дополнительных операций — н ацевани я и снятия кольца, требующих дополнительного инструмента) .

Технико — экономический эффект дос— тигается за счет увеличения надежности и упрощения стопорения.

Самос топорящаяся шпилька с проре=:ями, на участке, ввернутом в корпусную деталь, о т л и ч а ю щ а я с я тем, что с целью повышения надежности стопорения, упомянутый участок имеет со стороны торца цилин дрическое углубление под вкладыш из упругогo материала, длина которого больше глубины отверстия, а прорези образуют лепестки, расположенные по направлению навинчивания, при этом концы лепестков Выполнены со скосами, образующими ос-.ðûå кромки, которыми они Взаимодействуют с реэьбовой поверхностью î". âåð:ñòèÿ корпусной детали .Источники информации принятые во внимание при зкспертиэе

1. Иосилевич Г.Б. и др, Затяжка и стопopeниe резьбовых соединений.

М., Машиностроение, 1971,c., 21, рис, 74г„

2. АвторскОе свидетельстВО СССР

У 566984, кл. F 16 Р, 39/02,. 1977 (ëðoтотип) .

7" .

ЦНИИПИ Заказ 304/13

Тираж 1095 Подписное

Филиал ППП Патент,, г, ужгород, ул. Проектная,4