Тормозное устройство
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Союз Советскик
Социалистических
Республик
ОП ИКАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ 172О237
Ф
I ,l (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 230378 (21 ) 2 593 91 6/2 5-27 с присоединением заявки ¹â€”
Г 16 D 69/00
Государственный комитет
СССР по делам изобретениИ и открытий (23) Приоритет
Опубликовано 050380 Бюллетень 9(о 9 (53) УДК 62-597. 6 (088 .8) Дата опубликования описания 080380
В.П. Мигунов, С,С. Коконин, M Â. Малютин, Ю.Ф. Григорова, t0.Т. Никитин, В.П. Бунтушкин, В.П. Шумаков, С.Т. Телевный и С.X. Ким (72) Авторы изобретения (79) Заявитель
Ф (54) ТОРМОЗНОЕ УСТРОЙСТВО
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в дисковых тормозах.
Известно тормозное устройство, содержащее вращающиеся и невращающиеся диски с фрикционными накладками из углеродных композиций (1).
Эти диски обладают высокими фрикционньми свойствами и мальм износом трущихся поверхностей, однако эти фрикционные накладки сложны в изготовлении иэ-эа хрупкости углеродных композиций и теряют свои высокие фрикционные свойства во влажной атмосфере. 15
Наиболее близким к изобретению по технической сущности и достигаемому результату является тормозное устройство, содержащее вращающиеся и невращающиеся диски, имеющие металли- Ю ческие секторы. Секторы на невращающихся дисках выполнены из биметалла чугун ЧНМХ-сталь 20, а на вращающихся дисках — из металлокерамики на же лезной основе марки МКВ-50А, припеченной к стальным каркасам, Сектора невращающихся дисков изготовляют следующим образом . на стальной лист заливают расплавленный чугун ЧНМХ, из полученного биметалла 30 чугун-сталь вырубают сектора. Сектора вращающихся дисков изготовляют методом порошковой металлургии, заключающемся в подготовке исходных порошковых материалов (довосстановлении металлических порошков, сушк е и обжиге неметаллических порошков, раэмоле и просеве), подготовке стальных каркасов (вырубке из листа и никелировании), дозировании компонентов, смешивании их, доэировании шихты, прессовании заготовок, сборке прессовок со стальными каркасами, спекании в восстановительной атмосфере под давлением, зачистке изделий ° Сектора приклепывают к вращающимся и невращающимся дискам иэ жаропрочной стали и шлифуют до определенной толщины(2} .
Описанное тормозное устройство имеет сложную и трудоемкую технологию изготовления и относительно невы- . сокую рабочую температуру, примерно до 550 С. Дальнейшее повышение рабочей температуры ведет к разупрочнению материалов фрикционных элементов (чугуна ЧНМХ и металлокерамики
МКВ-50А) .
Целью изобретения являетс я повышение долговечности дисков путем увеличения термостойкости дисков .
720237
Таблица 1 эф ен ен
7,2
2,7
0.274 0,62
Сплав на основе интерметаллида N1AO.
Сплав на основе интерметаллида NiAQ
5 3
2,5
0,334 0,55
Сплав на основе кобальта
Сплав на основе кобальта
Сплав на основ е никеля
0,415 0,55
8,8
Сплав на основе никеля
0,453 0 „57
1,5 4,2
5,7
Сплав на основ е никеля
Сплав на основ е кобальта
Сплав на основе интерметаллида NLAO
0,259 0,50
1,2
2,2
1,0
Сплав на основ е кобальта
0,618 0,73
0,7
5,6
6,3
Сплав на основе инт ерм е талл ида
И1АС
Сплав на основ е ник еля
Поставленная цель достигается тем, что секторы выполнены иэ теплостойкой стали и имеют покрытие, при этом покрытие секторов невращающихс я дисков
Выполнено иэ самофлюсующегося сплава на никелевой основе, а вращающихся дисков — иэ сплава .на основе интерметаллида NIAL.
Покрытия толщиной 0,5-0,7 мм наносят на сектора, изготовленные из теплостойких сталей, например ЭИ-41 5, 18ХНВА и др., или непосредственно на диски, изготовленные иэ этих же сталей, или из более легких и теплоемких материалов, например бериллия, чем достигается дополнительное сниИзготовляют кольцевые образцы с 50 внешним диаметром 75 мм и внутренним53 мм иэ стали 20МЗМВФА (ЭИ-415) . На невращающиеся образцы методом плазменного напыления наносят покрытие иэ самофлюсующегося износостойкого у сплава на никелевой основе, а на враи@ющиеся образцы тем же способом— покрытие из жаростойкого и из!!осожение веса по сравнению с известным способом.
В качеств е материалов пар трени я был опробован ряд сплавов на различных основах с приблизительно одинаковыми твердостью и жаростойкостью, которые могли бы дать необходимый эффект.
Покрытия иэ исследуемых сплавов наносят на трущиеся поверхности методом плазменного напыления соответствующих порошк овых материалов . Толщина покрытий составляет О, 5-0, 7 мм.
Фрикционные свойства и линейный износ исследованных пар сплавов, полученные на машине трения ИМ-58, приведены в табл. 1 стойкого сплава на основе интерметаллида И1АФ. Поверхности покрытий шлифуют; толщина покрытий после шлифов— ки составляет 0,5 мм, Укаэанные образцы-кольца испытывают на машине трения HM-58 по стандартной методике, Результаты испытаний приведены в табл. 2 °
720237
Таб лиц а 2
Предлагаемая 0 618 0 73 5 6 0 7 6,3 известная
0,404 Не менее не более
0,70 9,0 12,0 21,0
650
10 Опытн.
10 OCT 1
90115 74
550
Формула изобретения
Составитель И. Антипова
Редактор С, Патрушева Техред З,Чужик Корректор Г. Решетник
Тираж 1095 Подписное
ЦНИИПИ Государственного ксмитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Заказ 305/14
Филиал ППП Патент, г. Ужгород, ул, Проектная, 4
Результаты йспытаний показывают, что описываемое тормозное устройство имеет в 1,5 раза больший коэффициент трения и в 3 раза меньший суммарный износ трущихся поверхностей, чем известная конструкция, а также имеет объемную температуру выше на 100 С.
Таким образом, описываемое тормозное устройство позволяет: повысить рабочую температуру до 650 С; увелио чить ресурс работы в 3 раза по срав- 25 нению с известным (эа счет повышения иэносостойкости); уменьшить суммарную площадь трения путем сокращения количества тормозных дисков (эа счет увеличения коэффициента трения), что l приведет к снижению веса тормозного устройства; снизить трудоемкость изготовления эа счет устранения ряда операций (заливки чугуна, вырубки секторов иэ биметалла чугун-сталь, изготовления металлокерамических секторов и сталь ных каркасов, прик лепывания секторов к дискам) . Кроме того, появляетс я в озможн ость многократного использования тормозных дисков после истирания фрикционного слоя за счет повторного нанесения пок рытий на сектора (ремонтный вариант) .
Тормозное устройство, содержащее вращающиеся и невращающиеся диски, имекщие металлические секторы, о т личающееся тем,что,с целью повышения его долговечности путем увеличения термостойкости дисков, секторы выполнены из теплостойкой стали и имеют покрытие, при этсм покрытие секторов невращающихся дисков выполнено из самофлюсующегося сплава на ник елев ой ос нов е, а вращающихс я дисков — иэ сплава на основе интерметаллида NiAC .
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Патент СССР 9 406378, кл. F 16 D 69/00, 1970.
2. ОСТ 190115-74.