Стенд для испытания муфт свободного хода

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

Союз Советских

Социалистических

Республик

720332

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт, свид-ву (22) Заявлено 280378 (21) 2595582/25-27 с присоединением заявки Мо (23) Приоритет

Опубликовано 050 380. Бюллетень М 9

Дата опубликования описания 05.03.80 (Si)W. Кл.2 а- 01 М 13/00

Государственный комитет

СССР по делам изобретений и открытий (5Ç) УДК 621. 43. .001.41 (088.8) (72) Автор изобретения

A.È. Кузьменко (71) Заявитель (54) СТЕНД ДЛЯ ИСПЫТАНИЯ МуфТ СВОБОДНОГО

ХОДА

Изобретение относится к машиностроению.

Известен стенд для испытания муфт свободно"o хода, содержащий привод и преобразующий механизм ки- . нематически соединенный с обоймой для ведущей полумуфты (11.

Недостатком такого стенда является большой расход энергии, так как потребляемая стендом мощность н процессе испытаний бесполезно превращается в тепло.

Цель изобретения — экономия потребляемой "íåðãèè.

Цель достигается тем, что преобразующий механизм снабжен карданной передачей неравных угловых скоростей и упругим элементом для соедин ния с ведомой полумуфтой. .На фиг. 1 показана кинематическая схема стенда; на фиг. 2 — зависимость изменения скорости ведомого вала карданной передачи неравных угловых скоростей от угла поворота ведущего вала.

Стенд для испытания муфт свободного хода имеет преобразующий механизм и привод 1, соединенный клиноременной передачей 2 с маховиком

3, свободно установленным на входном валу 4 преобразующего механизма.

Вал 4 снабжен выключаемой сцепной фрикционной муфтой, полумуфты которой

5, 6 связаны соответственно с валом

4 и маховиком 3. На валу 4 жестко закреплены шестерни 7, 8, находящиеся н зацеплении с шестернями 9, 10.

Шестерн я 9 закреплена на хвостовике обоймы 11, а последняя установлена на подшипниках 12. Внутри обоймы

11 установлена и закреплена ведущая полумуфта 13 испытываемой муфты свободного хода. Между ведущей полумуфтой 13 и ведомой полумуфтой 14 муфты свободного хода установлены тела заклинивания (ролики) 15. Шестерня 10 жестко соединена с ведущим налом 16 карданной передачи неравных угловых скоростей. Промежуточный вал

17 карданной передачи выполнен составным и полувалы его жестко соединены муфтой 18. Ведомый вал 19 карданной передачи жестко соединен с упругим элементом 20, а последний — с ведомой полумуфтой 14 муфты свободного хоца. Все н целом: вал 4, шестерни .8, 10, карданная передача, упругий элемен-. 20, испытываемая

720332 муфта свободного хода и шестерни

7, 9 в период заклиненного состояния муфты свободного хода образуют замкнутый контур.

Вилки промежуточного вала 17 установлены во взаимно перпендикулярных плоскостях, но при необходимости угол между ними с помощью муфты

18 может изменяться от 90 до 0

С

Упругий элемент 20 может быть выполнен в виде торсионного вала, пружины кручения или упругой муфты.

Работает стенд следующим образом.

При включении привода 1 вращается маховик 3 и запасает кинетическую энергию. После разгона маховика 3 включают фрикционную муфту, установленную на валу 4. Ее полумуфты 5, 6 прй этом сближаются и соединяют маховик 3 с валом 4. Через закрепленные на валу 4 шестерни 7, 8 и, находящиеся с ними в зацеплении шестерни 9, 10, приводится во вращение обойма 11 и ведущий вал 16 карданной передачи. Обойма 11 и ведущий вал

16 вращаются равномерно с одинаковой скоростью. С той же скоростью вращается и ведущая полумуфта 13, установленная в обойме 11. Ведомый вал 19 карданной передачи при этом вращается не равномерно, а с периодическими опережениями и отставаниями от ведущего вала 16. Характер изменения скорости вращения ведомого вала 19 при постоянной скорости вращения .ведущего вала 16 показан на фиг. 2, где по оси абсцисс отложены углы поворота ведущего и ведомого о валов P,,а по оси ординат — их скорости вращения V. Скорость ведущего вала 16 постоянна и на фиг. 2 показана прямой ад . Скорость ведомого вала 19 периодически изменяется и показана кривой а б в г,ц .

На участке аб скорость ведомого вала 19 (после точки а ) начинает увеличиваться по сравнению со скоростью вращения ведущего вала 16.

Ведомая полумуфта 14, связанная с ведомым валом 19 через упругий элемент 20, начинает обгонять ведущую полумуфту 13. При этом в самом начале обгона (в точке а ) происходит эаклинивание роликов 15 между рабочими поверхностями внутренней и наружной полумуфт. В результате этого ведомая полумуфта 14 может вращаться только со скоростью вращения ведущей полумуфты 13, скорость вращения которой равна скорости вра.— щения ведущего вала 16. Но, поскольку на участке а б скорость ведомого вала 19 выше, чем скорость вра.— щения ведущей полумуфты 13 и заклиненной с ней ведомой полумуфты 14, то начинает закручиваться упругий элемент 20, создавая нагрузку на испытываемую муфту свободного хода.

На участке б в скорость ведомого вала 19 на нн нас-. снижа-.-вся, упругий элемент 20 лри этом раскру иваетсH » Gòëàåò накоп -.енную за цикл закрутки энергию на разгон маховика 3. Указанное действие обусловлено тем, что в точке б происходит изменение знака ускорения ведомого вала 19. Так, на участке а б ускорение вращения ведомого вала 19 положительно, в точке б оно равно нулю, а после прсхождения точки б ускорение становится отрицательным. B результате изменения знака ускорения изменяется и знак уси— лия от раскручивающего упругого элемента 20, т. е. оно теперь направлено на разгон маховика 3.

В точке в скорости полумуфт уравниваются, а упругий элемент при этом полностью раскручивается. На участке в г д скорость вращения ведомого вала 19 и, связанной с ним через упругий элемент 20 ведомой полумуфты 14, становится меньше, чем скорость вращения ведущей полумуфты 13 . Заклинивающие элементы 15 при этом расклиниваются и проскальзывают. Муфта свободного хода при этом совершает свободный ход. При дальнейшем вращении вала цикл повторяется. Таким образом, испытываемая муфта свободного хода на данном стенде подвергается периодическому заклиниванию и расклиниванию. Весьма значительное усилие, необходимое для первого закручивания упругого элемента, обеспечивается маховиком 3, который во время разгона запасает кинетическую энергию, необходимую для первого закручивания.

Нагрузка на испытываемую муфту при постоянной жесткости упругого элемента может изменяться за счет изменения угла между вилками промежуточного вала 17.

Для этого полувалы промежуточного вала 17 с помощью муфты 18 разъединяют и устанавливают угол между о ними, например меньший, чем 90, после чего муфту 18 вновь соединяют. Периодическое опережение и oòставание схорости ведомого вала от ведущего при этом будет меньше, что и показано на фиг. 2 кривой а б "в г д .

При установке вилок громежуточного вала 17 в одной плоскости, т.е., когда угол между ними равен нулю, данная передача превращается в карданную передачу равных угловых скоростей. В этом случае скорость вращения полумуфт

13 и 14 будет одинакова и нагрузка на муфту свободного хода создаваться не будет.

Величина нагрузки, создаваемая на муфту свободного хода, определяется путем предварительной тарировки упругого элемента по углу закручивания.

Как вариант исполнения стенда, ведомый вал 19 карданной гередачи мо720332

f3

180

Составитель Л. йртушкевич

Редактор С. Патрушева Техред И.Асталош. Корректор В. Вут яга

Заказ 332/15 Тираж 1019 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москьа, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП - Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4 жет быть соединен .непосредственно с полумуфтой 14, а вал 4 заменен упругим элементом.

Для испытания муфт малой мощности привод 1 может быть установлен в месте вала 4, а на его вал, выходящий по обе стороны корпуса, установлены шестерни, приводящие во вращение обойму 11 и ведущий вал 16 карданной передачи.

Формула изобретения 10

Стенд для испытания муфт свободного хода, содержащий привод и преобразующий механизм кинематически соединенный с обоймой для ведущей полумуфты, отличающийся тем, что, с целью экономии энергии, преобразующий механизм снабжен карданной передачей неравных угловых скоростей и упругим элементом для соединения с ведомой полумуфтой.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. авторское свидетельство СССР

М 526792, кл. & 01 М 13/00, 1974 (прототип).