Адаптивное устройство для обучения радиотелеграфистов

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

(72) Авторы изобретения

H. И. Кудряшов и А. Ю. Чижов

Ставрополькое высшее военное инженерное училище связи (7l ) Заявитель (54) АДАПТИВНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ

РАДИОТЕЛЕГРА ФИСТОВ

Изобретение относится к обучающим устройствам и может использоваться для обучения радиотелеграфистов.

По основному авт. св. N 511723 известно адаптивное. устройство для обучения радиотелеграфистов, содержащее блок для учета результатов работы и трансмиттер, подключенный через дешифратор к входу светового табло и к входу анализатор, к второму входу которого

30 подключено устройство ответа, а выход

i анализатора подключен к входу реверсивного счетчика, введен дополнительный дешифратор, подключенный между выходом реверсивного счетчика и входом блока

35 для учета. результатов работы, выход ко» торого через управляющий блок подключен к входу светового табло.

Однако такое устройство не указывает обучаемому причину допускаемых им ошибок, а, следовательно, обладает недостаточной эффективностью обучения.

Цель изобретения - повышение эффективности обучения за счет автоматического .указания обучаемому причины допуска емых им ошибок.

Это достигается тем, что устройство имеет блок анализа, причин ошибок и таб» ло отображения причин сшибок, причем первый вход блока анализа причин ошибок соединен с входом дешифратора, первым входом анализатора и выходом трансмнт тера, а второй вход соединен с выходом устройства ответа и вторым входом ана лизатора, при этом выход блока анализа причин ошибок соединен с входом табло отображения причин ошибок.

На чертеже приведена структурная электрическая схема устройства.

Адаптивное устройство для обучения радиотелеграфистов имеет последователь но соединенные трансмиттер 1, дешифратор 2 и световое табло 3, а также последовательно соединенное устройство ответа 4, анализатор 5, реверсивный счетчик 6, дополнительный дешифратор 7 и блок 8 учета результатов работы, выход которого через управляющий блок 9

3 7204 подключен к входу светового табло. Кроме того, выход трвнсмиттера 1 одновременно подключен к анализатору 5 и к од;ному входу блока 1 0 анализатора причин ..ынбок.„ к другому входу которого подключен выход устройства ответе 4, в выход блока 10 анализа причин ошибок соединен с табло 1 отображения причин ошибок, сос:тоящим из транспарантов.

У.".тройство работает следующим образом.

Сигнвлы с трансмиттерв 1 через дешифратор 2 BQcT òïéê>т нв световое таб ло 3 и одновременно на анализатор 5, где происходит сравнение сигналов тран15 смиттера 1 с сигналами устройства ответа 4.

Одновременно сигналы с трансмиттера

1 и устройства ответа 4 подаются в блок

10 анализа причин ошибок, представляю.щего собой логический блок, содержащий двувходовые схемы совпадения, одни входы которых подключены к входу дешифра» тора и к трансмиттеру 1, а другие сое25 динены с устройством ответа 4. При этом каждый выход дешифратора, соединенного с трансмиттером 1, одновременно подключается к и. схемам совпадения, где г » число элементов данного знака кода Мор30 зе. К другим входам данной группы схем совпадения подключаются выходы дешиф ратора, соединенного с устройством ответа 4. Вьгходы схем совпадения подключаются к соответствующим элементам индикации (транспарантам } .;.

Таким образом, если обучаемый должен был принять, например, знак К, а принял знак У, то это значит, что он неправильно принял первый элемент знака К". В этом случае на табло ll загорается транспарант "Ошибка в первом элементе (трвнспарант на схеме не показан). Аналогично, в случае пропуска или добавления лишних элементов обучае45 мым, сигналы с блока 1 0 анализа причин ошибок включают соответствующие транспаранты, указывающие обучаемому причину ошибочного приема.

70 Д

Параллельно с работой блока 1 0 анализа причин ошибок результаты сравнения сигналов трвнсмиттера 1 с сигналами устройства ответа 4 подаются на реверсивный счетчик 6, в котором фиксируется сумма правильных и ошибочных действий обучаемого. В исходном состоянии, в также когда число ошибок незначительнсК реверсивный счетчик 6 не заполнен и управляющий блок 9, соединенный с ним через дополнительный дешифратор 7 и блок

8 для учета результатов работы, гасит световое табло. При совершении обучаемым определенного числа ошибок, управляющий блок 9, используя данные блока

8 для учета результатов работы, включит световое табло. Если затем испытуемый сделает серию правильных ответов, то блок 9 включит световое табло.

Таким образом, в процессе обучения .можно воспользоваться не только подсказкой, но и увидеть причину допускиемьгк ошибок, например, пропуск или неправильный прием элементов знака кода

Морзе. Это обстоятельство позволяет обучаемому целенаправленно принимать меры к снижению числа ошибок.

Формула изобретения

Адаптивное устрсйство для обучения радиотепегрвфистов пс авт. св,.

N. 511725, отличающееся тем, что, с целью повышения эффективности обучения за счет автоматического указания обучаемому причины устраняемых им ошибок, оно имеет блок анализа причин сшибок и табло отображения причин ошибок, причем первый вход блока анализа причин ошибок соединсн с входом дешифрвторв, первым входом анализатора и выходом трансмиттерв, в вто рой вход соединен с выходом устройства ответа::":. вторым входом анализатора, при этом выход блока анализа причин ошибок соединен с входом табло отображения причин ошибок.

720470

Составитель В. Балабанов

Редактор Л. Лашкова Техред И. Асталош Корректор А. Гриценко

Заказ 10224/36 Тираж 465 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ПЛП Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4