Устройство для автоматического регулирования возбуждения синхронного электродвигателя
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Реслублик " 720655
Б / т 1,1,, р,, (51) М. Кюз -- .." : !
Н 02 P 7/30 (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 04.02.76 (21) 2319629/24-07 с присоединением заявки №вЂ”
Государственный комитет
СССР рв делам изобретений и открытий (23) Приоритет— (53) УДК 621.313. .327.07 (088.8) Опубликовано 05.03.80. Бюллетень №9
Дата опубликования описания 15.03.80 (72) А вторы изобретения
В. П. Безруков, В. А. Бондаренко и Г. Г. Иванов (7I) Заявитель
Физико-энергетический институт АН Латвийской ССР (54) УСТРОИСТВО ДЛЯ АВТОМАТИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
ВОЗБУЖДЕНИЯ СИНХРОННОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ
Изобретение относится к электротехнике.
Известны регуляторы напряжения, применяемые для возбуждения компаундированных синхронных электродвигателей (1), (2).
Наиболее близким по технической сущности к предложенному является автоматический регулятор (2), содержащий преобразователь, схему управления и датчики, выполненные на полупроводниковых элементах.
Устройство позволяет регулировать напряжение на обмотке возбуждения синхронного электродвигателя в функции величины тока в цепи его якоря, К недостаткам описанного регулятора относятся: 15 а) наличие трансформаторного датчика тока, увеличивающего весогабаритные показатели всей системы; б) зависимость выходного сигнала электронной схемы управления от температурных колебаний; в) необходимость дополнительных цепей, согласующих сигналы управления с полупериодами напряжения;
2 г) наличие дополнительного источника питания для схемы управления; д) сложность обслуживания и наладки системы.
Цель изобретения — повышение КПД и улучшение технико-экономических показателей системы.
Указанная цель достигается тем, что между анодом и электродом управления вентиля выпрямительного моста включен геркон, а обмотка управления геркона включена последовательно с фазной обмоткой электродвигателя, причем управляемый выпрямитель и электродвигатель питаются от одного источника переменного напряжения.
На фиг. 1 представлена принципиальная электрическая схема предложенного устройства; на фиг. 2 — эпюры напряжений.
Устройство для автоматического регулирования возбуждения синхронного электродвигателя содержит полууправляемый выпрямительный мост, cocTQHlllèé из управляемого вентиля 1 и диодов 2 — 4. Схема управления вентилем 1 состоит из геркона 5, диода 6 и обмотки управления 7 геркона, выполненной из нескольких витков прово,ЩЦф фффд;, Ц ЬЩ,Ю:-;й Щ Ь "або Фъ ф РМФаГЖ йф4ф Я 9 ф:. 1 ;"Э,"" " ="4с Ь-.-Фжм «,! "
Ъ, 720655
3 да и включенной в одну из фаз якоря электродвигателя 8.
Устройство работает следующим образом
На вход выпрямительного моста подается фазное напряжение сети, питающей электродвигатель 8, Выходное найряжеййе моста прикладывается к обмотке возбуждения электродвигателя 8. При этом величина напряжения на выходе моста может изменяться
"автоматически с увеличением тока якоря от
1/2U сети до U сети за счет того, что при малых токах работают только диоды 2 — 4, 1О а с увеличением тока якоря элеКтродвигателя 8 включается геркон 5, угол открытия которого изменяется с увеличением тока, На графиках фиг. 2 можно видеть, как
I и изменение тока в фазе С от 1с до 1с при- о водит к изменению момента замыкания кон""тактов геркона 5 от t до t ; Так как ток электродвигателя 8 и напряжение на вентиле 1 синхронизированы относительно друг друга, то угол открытия вентиля, определяемый моментом замыкания геркона, также синхронизирован и изменяется лишь в зависимости от изменения амплитуды тока и сдвига его по фазе относительно напряжения.
Включение обмотки 7 в одну из трех фаз электродвигателя позволяет изменять ве- личину угла управления и диапазон его изменения. Например, для фазы А максимальный угол управления ограничивается точ. кой t>. Ток срабатывания 1 р геркона 5 и наклон выходной характеристики V = f(1) щ определяются числом витков и расположением обмотки относительно геркона 5.
Использование предложенного устройства в качестве системы компаундирования синхронных "электродвигателей обеспечивает экономию цветных металлов, а также зз значительное умейьшение веса и габаритов по сравнению с весом и габаритами трансформаторных систем компаундирования.
По сравнейию с существующими тиристорными системами, устройство имеет меньшее число элементов и соответственно меньшую стоимость, более простую и надежную схему управления. Использование геркона в цепи управления в качестве управляющего элемента позволяет повысить быстродействие системы, получить импульсный сигнал на открытие вентиля и этим существенно повысить точность и стабильность настройки. .
Формула изобретения .1
Устройство для автоматического регулирования возбуждения синхронного электродвигателя; содержащее управляемый выпрямительный мост и датчики тока, отличающееся тем, что, с целью повышения КПД и упрощения, между анодом и управляющим электродом вентиля выпрямительного моста включен геркон, а обмотка управления геркона включена последовательно с фазной обмоткой электродвигателя, причем управляемый выпрямитель и электродвигатель питаются от одного источника переменного напряжения.
Источники информации принятые во внимание при экспертизе
1. Круглый А. А. Некоторые особенности системы автоматического регулирования и управления возбуждением синхронного электродвигателя. Сб. Электрические машины переменного тока, вып. П, М., «Энергия», 1974, с. 23 — 32.
2. Авторское свидетельство СССР № 235148, кл. Н 02 P 7 30, 1963 (прототип).
Vc фиг 2
Составитель Ю. Андреев
Редактор T. Орловская Техред К. Шуфрич Корректор Г. Решетняк
Заказ 10241 46 Тираж 783 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, )К вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4