Способ выполнения неразъемного соединения деталей из низкоуглеродистой стали
Иллюстрации
Показать всеРеферат
/ с
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик н»721272 (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 21.11,77 (21) 2545541/25-27 (51)м, КЛ.2
В 23 К 9/16 с присоединением заявки ¹
Государственный комитет
СССР по делам изобретений и открытий . (23) Приоритет
Опубликовано 150380. Бюллетень № 10
Дата опубликования описания 18.0380 (53) УДК621.791.753 (088. 8) (72) Авторы изобретения
В.В.Зеленов, H.Ï.Çå4èðoâ, В.Я.Иванин, Б.Ф.Индейкин, В.П.Кудряшов и В.М.Кротов
Ярославский ордена Ленина моторный завод (7 1 ) Заявитель (54) СПОСОБ ВЫПОЛНЕНИЯ НЕРАЗЪЕМНОГО СОЕДИНЕНИЯ
ДЕТАЛЕЙ ИЗ НИЗКОУГЛЕРОДИСТОЙ СТАЛИ
Изобретение относится к машиностроению, а именно к производству автомобильных и тракторных коробок передач и может быть использовано при изготовлении шестерен с кольцами . синхронизаторов указанных коробок . передач, Шестерни современных автомобильных синхронизированных коробок передач имеют наружный зубчатый венец, конусное синхронизирующее кольцо и зубчатый венец для сцепления с муфтой синхронизатора. Шестерни, как правило, изготавливают составными из ниэкоуглеродистых сталей и подвергают химико-термической об- работке, например цементации и закалке.
Известен способ соединения раздельно изготовленных деталей шестерен с помощью напрессовки и электроннолучевой сварки с последующей химико-термической обработкой сваренных деталей (1). 25
Однако для осуществления описываемого способа необходимо сложное дорогостоящее оборудование, что обусловливает высокую стоимость изготовления шестерен, 30
Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности является способ изготовления сварных блоков шестерен иэ низкоуглеродистых сталей для тракторных коробок передач.
Этот способ включает: получи стовую раздельную механическую обработку деталей блока; сборку блока шестерен с з апрес сов кой дет алей; н агрев блока до 420-430 С для обеспечения качества сварки; электродуговую сварку плавящимся электродом из низкоуглеродистой стали; отпуск с нагревом для снятия остаточных напряжений в шве; цианирование, закалку и отпуск и последующую окончательную механическую обработку (2).
Недостатки этого способа: МНогократный нагрев собранного узла; коробление деталей после сварки; хрупкость сварного шва после цементирования или цианирования и закалки; не— воэможность его применения для деталей малых сечений, Цель изобретения — сохранение прочностн и вязкости сварного шва в сваренных деталях после термохимической обработки и закалки.
721272
Формула изобретения
Это достигается тем, что в предлагаемом способе сварку двух деталей производят плавящимся электродом из хромоникелевой проволоки с глубиной не менее чем в полтора раза большей глубины слоя насыщения угле родом и азотом в процессе термохимической обработки, Эксперименты, проведенные на Ярославском моторном заводе, на 15 опыт ных образцах, изготовленных из стали
15ХГН2ТА, показали, что соединение шестерни и конусного кольца синхронизатора, полученное аргонно-дуговой сваркой с применением электрода из хромоникелевой проволоки, обладает высокой прочностью, поверхность сварного шва не насыщается углеродом при цементации.
На фиг.1 показана шестерня с фрикционным кольцом синхронизатора; на фиг.2 — поперечный разрез сварного шва.
На фигурах даны следующие обозначени я: 1 — шестерн я; 2 — фри кционное кольцо; 3 — сварной шов; 4 -слой цементации на поверхностях шестерни и кольца.
Проводилось соединение двух деталей, а именно шестерни коробки передач с фрикционным кольцом синхронизатора, изготовленных из стали
15ХГН2ТА (ГОСТ 4543-71) . Высота сопрягаемого пояска шестерни и кольца составляет 5 мм.
Состав стали,%: углерод — 0,130,18; марганец — 0,70-1,00; хром—
0,70-1,00; никель — 1,8-2,0; титан
0,06-0,12; остальное железо.
Сост.ав электрода, Ъ: углерод
0,06-0,12; кремний не более 0,8; марганец не более 0,7; хром 20,0-23,0 никель 35,0-39,0; титан 0,7-1,2; . алюминий не более 0,5; вольфрам
2,8-3 5; сера не более 0,020; фосфор не более 0,030; церий не более
0,05; железо остальное.
После чистовой механической обработки на шестерню 1 напрессовывали фрикционное кольцо 2 и сваривали аргонно-дуговой сваркой плавящимся электродом из хромоникелевой проволоки с глубиной шва 2,0-2,5 мм, После сварки комплект подвергали цементации на глубину 1,0-1,3 мм, закал-, ке в масле-и отпуску до твердости
HPC 58-б2. Затем производили шлифов-! ку внутреннего отверстия, торцов шестерни и конуса кольца синхронизатора, Усилие разрыва шва при распрессовке шестерни и конусного кольца, сваренных в среде аргона, состав лет
29,6 т, что вполне достаточно, исходя из условий работы узла, Параллельно была проведена сварка однотипных деталей в среде углекислого газа, из готовленных из этой же стали. Усилие разрыва при распрессовке щестерни и конусного кольца, сваренных в углекислом газе, составило 36 т.
Использование предлагаемого спо; соба выполнения неразборного соединения двух деталей из низкоуглеродистых сталей обеспечивает по сравнению с существующими способами изготовления аналогичных деталей следующие преимущества:
1. Возможность получения дешевых изделий. Если стоимость сварки шестерни с кольцом синхронизатора электроннолучевой сваркой составляет
20 53 коп на одну деталь, то стоимость сварки аналогичных деталей предлагаемым способом в среде углекислого газа составляет 17,6 коп на одну деталь.
25 2, Сохраняется прочность и вязкость шва после термической обработки.
3, Не требует дорогостоящих электроннолучевых установок .
4. Способ рентабелен в условиях мелкосерийного производства и при ремонте деталей.
Способ выполнения неразъемного соединения деталей из низкоуглеродистой стали, преимущественно шестерен коробки передач с фрикционным
40 кольцом синхронизатора, дуговой сваркой с последующей термохимической обработкой в науглероживающей или азотирующей среде и закалкой, о т личающийс я тем,что,c целью сохранения прочности и вязкости шва после термохимической обработки и закалки, сварку производят плавящимся электродом из хромоникелевой проволоки с глубиной провара щ не менее чем в полтора раза большей глубины слоя насыщения углеродом и азотом в процессе термохимической обработки.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе, 1. Сварные зубчатые колеса
НИИИНФОРМТЯЖМАШ, М., 1969, с,47-48, 2, Сварные зубчатые колеса
НИИИНФОРМТЯЖМАШ. М., 1969, с,16 — 18.
721272
Фиа1 фиа 2
Составитель В,Гордо
Редактор Г.Нечаева Техред М.Петко . Корректор М,Вигула
Заказ 45/13 Тираж 1160 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета СССР по делам иэобретений и октрытий
113035, Чосква, Ж-35, Раушская наб.,д.4/5
Филиал ППП Патент, г.Ужгород, ул. Проектная, 4