Ротор центробежного насоса
Иллюстрации
Показать всеРеферат
(72) Авторы изобретения
Р. H. Соколов, A. Я. Хрусталев и Г. В. Дубровский
Ливенский филиал Всесоюзного научно-исследовательского, конструкторского и технологического института гидромаши нос трое ния (7I) Заявитель (54 ) РОТОР ЦЕНТРОБЕЖНОГО НАСОСА
Изобретение относится к области насо. состроения, в частности, к креплению рабочих колес центробежных насосов на валах.
Известен ротор центробежного насоса, содержащий ступицу рабочего колеса с внутренней кольцевой выточкой, установленную на валу, имеющем ответную выточке проточку, в которой размещено
1О разрезное стопорное кольцо Pl)
Недостаток известного ротора заключается в сложной технологии его сборки и разборки.
Целью изобретения является упроще-. ние технологии монтажа.
Цель дсстигается тем, что в предлагаемом устройстве между ступицей и торцом вала установлена пружина, а на внутренней поверхности ступицы по обе сторо- О
Ъ ны от выточки выполнены сопряженные с последней коническими поверхностями монтажные канавки, причем габаритные размеры вала, канавок, стопорного кольца и выточки выбраны в соответствии с соотношением
4 2 к к 1 1
2 2 2 где D — наружный диаметр монтажной I канавки;
c3 — диаметр пжадочной поверхнос2 ти вала;
D — наружный диаметр стопорного
К кольца; д — внутреннйй диаметр стопорнок го кольца;
d — упорный диаметр вала.
Для облегчения монтажа наружная поверхность стопорного кольца выполнена тороидальной.
На фиг. 1 изображен продольный разрез предлагаемого ротора центробежного насоса; на фиг, 2 — профиль образующей монтажных канавок и выточки в ступице рабочего колеса; на фиг. 3 — стопорнс кольцо.
Ротор центробежного насоса содержит сту-пицу 1 рабочего колеса 2, в которой дет дополнительно препятствовать указанная осевая сила.
Применение настоящей конструкции позволит упростить конструкцию стопорения и технологию cGopo÷íî-разборочных работ, з 72156 выполнена внутренняя кольцевая выточка 3. Ступица 1 установлена на валу 4, имеющем ответную выточке 3 проточку 5, в которой размещено разрезное стопорное кольцо 6. Между ступицей 1 и торцом 7 вала 4 установлена пружина 8, а на внутренней поверхности 9 ступицы 1 по обе стороны от выточки 3 выполнены сопряженные с последней коническими поверхностями 10 и 11 монтажные канавки 12 10 и 13.
Перец установкой рабочего колеса 2 на вал 4 стопорное кольцо 6 укладывают в монтажную канавку 12, после чего рабочее колесо 2 надевают на вал 4 и перемешают слева направо (по фиг. 1) до упора стопорным кольцом 6 в ступень вала 4 большего диаметра {справа от проточки 5 вала 4). При дальнейшем перемешении рабочего колеса 2, стопорное кольцо 6, переместившись относительно него по конической поверхности 10, размещается в выточке 3 ступицы 1. дальнейшему перемещению рабочего колеса 2 препятствует обратная коническая поверх25 ность 11 между выточкой 3 и монтажной канавкой 13 и усилие пружины 8 °
Для снятия рабочего колеса 2 с вала
4 необходимо, преодолевая сопротивление
30 пружины 8, переместить его вправо до тех пор, пока стопорное кольцо 6 не разместится в монтажной канавке 13, выйдя из проточки 5 вала 4. После чего ступица 1 рабочего колеса 2 свободно снимается с вала 4.
Самопроизвольного расстопоре ния произойти не может, так как в случае применения в насосе разгруженных рабочих колес этому будут препятствовать усилие
40 пружины 8 и обратная коническая поверхность. В случае применения неразгруженных рабочих колес, то есть таких, в которых осевая сила направлена справа налево, самопроизвольному расстопорению буформула изобрете ния
1. Ротор центробежного насоса, содержащий ступицу рабочего колеса с внутренней кольцевой выточкой, установленную на валу, имеющем ответную выточке проточку, в которой размещено разрезное стопорное кольцо, о т л и ч а ю щ и й— с я тем, что, с целью упрощения технологии монтажа, между ступицей и торцом вала установлена пружина, а на внутренней поверхности ступицы по обе стороны от выточки выполнены сопрякенные с последней коническими поверхностями монтажные канавки, причем габаритные размеры вала, канавок, стопорного кольца и выточки выбраны в соответствии с соотношением и к к л
2 Я 2 где D — наружный диаметр монтажной
1 канавки;
d — диаметр посадочной поверхнос2 ти вала;
D„— наружный диаметр стопорного кольца; б - внутренний диаметр стопорного кольца; б„- упорный диаметр вала, 2. Ротор по п. 1, о т л и ч а ю— щ и.й с я тем, что наружная поверхность стопорного кольца выполнена тороидальной.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР
М 456428, кл. F 04 D 29/22, 1972.