Предохранительная фрикционная муфта
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социвлисткческих
Республик " 721596 (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 13.03.78 (21) 2589327/25-27 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (51) М. Кл, F 16 D 7/02
Государственный комитет
СССР
Опубликовано 15.03.80. Бюллетень ¹ 1О
Дата опубликования описания 25.03.80 (53) УДК 621.825..5 (088.8) по делан изобретений и открытий . (72) Автор изобретения
E. Е. Богдашич
Институт проблем надежности и долговечности машин
АН Белорусской CCP (71) Заявитель! с
1 (54) ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНАЯ ФРИКЦИОННАЯ МУФТА
Изобретение относится к области машиностроения, в частности к устройствам для защиты машин от перегрузок и преобразования частоты вращения, и может быть использовано в механизмах, частота вращения отдельных деталей которых должна поддерживаться с высокой точностью, например в механизме привода ведущего вала лентопротяжного механизма магнитофона, приводе вращения диска электропроигрывающего устройства, приводах контрольно-измерительных и регистрирующих устройств. 10
Известна конусная фрикционная предохранительная муфта, содержащая две фланцевые полумуфты, у которых усеченные внешний и внутренний конусы поджаты регулируемой пружиной. Оси конусных поверхностей полумуфт расположены эксцентрично оси вращечия валов (1).
Недостатком этой муфты является невозможность регулирования относительной частоты полумуфт.
Известна предохранительная фрикционная муфта, содержащая две полумуфты, установленные с эксцентриситетом, и помещенные на их ступицах подшипники, подшип2 ники установлены на ступицах полумуфт концентрично (2).
Данная муфта является наиболее близкой к изобретению по технической сущности и достигаемому эффекту.
Однако в такой муфте не обеспечивается возможность изменения частоты вращения ведомой полумуфты и достижения максимальной разности частот вращения ведущей и ведомой полумуфт при регулировке. Максимальная разность частот вращения полумуфт возрастает с увеличением эксцентриситета осей полумуфт. Однако в известной муфте величина эксцентриситета отверстий под подшипники полумуфт лимитируется, например толщиной стенок корпуса, в который установлена муфта, и его габаритами.
С целью расширения эксплуатационных возможностей путем обеспечения удобства эксплуатации и возможности изменения относительной частоты вращения полумуфт, один из подшипников установлен на ступице полумуфты эксцентрично с возможностью поворота, а величина эксцентриситета полумуфт равна величине эксцентриси- тета подшипника.
721596
На фиг. 1 изображена предлагаемая муфта, продольный разрез; на фиг. 2 — схема регулирования величины эксцентриситета.
Фрикционная муфта содержит ведущую полумуфту 1, ведомую полумуфту 2, поджатые упругим элементом 3, выполненным в виде цилиндрической пружины сжатия. В корпусе 4 установлены подшипник 5 на ступице 6 ведомой полумуфты 2 и подшипник 7 на ступице 8 ведущей полумуфты 1. Оси отверстий корпуса 4 под подшипники 5 и 7 полумуфт, следовательно, и оси подшипни- 10 ков 5 и 7 имеют эксцентриситет, а внутренняя поверхность 9 подшипника 5 ведомой полумуфты 2 эксцентрична наружной поверхности 10. Полумуфты 1 и 2 установлены с эксцентриситетом.
Устройство работает следующим образом.
При вращении ведущей полумуфты 1 под действием сил трения стремится повернуться ведомая полумуфта 2. Так как оси полумуфт 1 и 2 не совпадают, на фрикцион- зф ных поверхностях полумуфт 1 и 2 появляется скольжение, обуславливаемое разностью линейных скоростей точек поверхностей, находящихся в контакте. Величина скольжения зависит от разности радиусов расположения контактирующих точек, т. е. в
25 конечном счете от величины эксцентриситета. Из-за наличия скольжения частоты вращения полумуфт неодинаковы, частота вращения ведомой полумуфты оказывается меньше частоты вращения ведомой. Величина ур эксцентриситета осей полумуфт может регулироваться. При повороте подшипника ведомой полумуфты 5 в отверстии корпуса 4 ось ведомой полумуфты 5 перемещается по некоторой окружности. При этом величина эксцентриситета между осями полумуфт изменяется.
Применение предлагаемого устройства позволяет упростить наладку некоторых механизмов, например лентопротяжных механизмов магнитофонов.
Подгонка требуемой частоты вращения производится поворотом подшипника 5 ведомой полумуфты 2 на необходимый угол, причем на торце подшипника 5 могут быть нанесены риски, указывающие в некотором масштабе величину снижения частоты вращения ведомой полумуфты 2. Подобная регулировка может осуществляться в процессе эксплуатации неоднократно.
Величина скольжения, а, следовательно, и разность в частотах вращения ведущей и ведомой полумуфт не зависит от коэффициента тзения на фри кционных поверхностях, удельного давления на них, а зависит только от величины эксцентриситета осей полумуфт, если момент трения муфты не превышает предельный, при котором муфта должна срабатывать как предохранительная.
Применение предлагаемой конструкции фрикционной муфты позволит также улучшить предохранительные свойства из-за стабилизации момента трения на фрикционных поверхностях, происходящей в результате работы муфты во время вращения в режиме не статического, а динамического трения.
Максимальная величина эксцентриситета осей полумуфт, а, следовательно, величина разности частот их вращения ограничивается количеством тепла, выделяющегося на фрикционных поверхностях в результате работы сил трения и приводящего к нагреву их. Поэтому предлагаемое устройство предназначено для применения главным образом в несиловых передачах и с максимальной величиной пробуксовки, не превышающей 2 — 3 /О. При этих условиях тепловая мощность, выделяющаяся на фрикционных поверхностях, незначительна и износ фрикционных поверхностей небольшой.
Формула изобретения
Предохранительная фрикционная муфта, содержащая две фланцевые полумуфты, установленные с эксцентриситетом, и помещенные на их ступицах подшипники, отличающаяся тем, что, с целью расширения эксплуатационных возможностей путем обеспечения удобства эксплуатации и возможности изменения относительной частоты вращения полумуфт, один из подшипников установлен на ступице полумуфты эксцентрично с возможностью поворота, а величина эксцентриситета полумуфт равна величине эксцентриситета подшипника.
Источники информации принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР № 193856, кл. F 16 D 7/02, 1965.
2. Патент США № 3756325, кл. F 16 D 13/00, 1971 (прототип).
721596 лЬрслия rraI щую ny ypmy лл8ерстия по3 самую лолуму рту
Ь
1
Ь
4 ) Ъ
ТрОЕИ тарья
Удим-саид оси лалумуфтпы ерш ,1тргуяираУ Е
Составитель О. Логвинова
Редактор О. Торгашсва Техред К. Шуфрич Корректор Е. Папп
Заказ 103/29 Тираж 1095 Подписное
ЦН И И П И Государственного комитета СССР
IIo делам изобретений н открытий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП кПатентв, г. Ужгород, ул. Проектная, 4