Устройство для взаимной притирки конических поверхностей вала и втулки
Иллюстрации
Показать всеРеферат
O Il И C A H И E „„722743
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советскмх
Соцмалмстмческмх
Республик (6! ) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 12.09.77 (21) 2523938/25 08 с присоединением заявки М (23) Приоритет (51)М. Кл.
В 24 В 37/02//
В 24 В 23/00
Веудаустеееы4 кемнтет
СССР ее аеяам язе4ратеввй и етармтйй
Опубликовано 25 03 80 5кэллетень pgs 11
Дата опубликования описания 25.03.80 (53) УДК 621.924. . 553 (088.8) (72) Автор изобретения
В. Г. Солодовниченко (7! ) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ВЗАИМНОЙ ПРИТИРКИ
КОНИЧЕСКИХ ПОВЕРХНОСТЕЙ ВАЛА
И ВТУЛКИ
Изобретение относится к окончательной механической обработке сопряженных деталей путем взаимной притирки и может быть использовано в локомотиво-ремонтном производстве для притирки тяговой шестерни к конусу ва5 ла электродвигателя.
Известно устройство для притирки деталей, содержащее механизм возвратно-вращательного движения деталей и механизм ее периодического отвода (1). Однако в этом устройстве для
10 притирки детали необходимо освободить, что требует разборки узлов, в которые входят подлежащие притирке детали.
Известно также устройство для взаимной притирки конических поверхностей вала и втулки, содержащее установленный на держателе вала с возможностью наладочного перемещения вдоль оси притираемых поверхностей корпус и закрепленные в корпусе механизмы осевого прижима и периодического отвода втулки
20 и вала и привод возвратно-вращательного движения втулки (21.
Однако это устройство не обеспечивает отрыв притираемых поверхностей в процессе обработки, что снижает качество и производительность притирки.
Цель изобретения — повь:шение производительности обработки и качества деталей.
Для этого предлагаемое устройство снабжено механизмом периодического поворота вала, выполненным в виде храпового механизма, подвижный толкатель собачки которого кинематически связан с приводом возвратно-вращательного движения втулки, и реверсивной обгонной муфты, у которой наружная обойма неподвижно закреплена в корпусе, водило жестко связано с храповиком храпового механизма, а внутренняя обойма соединега с валом.
Устройство может быть снабжено приводом ручного наладочного вращения вала, выполненным в виде соединенной с водилом реверсивной обгонной муфты втулки и жестко закрепленного на ней маховика.
На фиг. 1 показано описываемое устройство, вид сверху; на фиг. 2 — разрез Л-A на фиг. 1; на фиг. 3 — разрез Ь-Б на фиг. 2; нз фиг. 4— вид по стрелке В на фиг. 1; на фиг. 5 узел 1 фиг. 2; ка фиг. 6 — раэреэ 1 -1 на
43 4 пневмоцилиндра соединен шарнирно с двуппечим вильчатым рычагом 35. Прижимные ролики 36 (фиг. 7) при повороте рычага 35 упираются в поверхность Л (фиг. 2) захвата 17 и создают осевое усилие на втулку, жестко зажатую в захвате.
Для отрыва втулки от притираемого вала служит механизм 40 отвода втулки 18 (фиг. 7) состоящий из двух валиков 41 и двух роликов 42, свободно посаженных на валики. Валики неподвижно установлены на цилиндрическую поверхность М захвата 17. Механизм содержит также клиновые упоры 43 и 44, прикрепленные к листу 45, а последний смонтирован неподвижно на корпусе 1 к стенкам 2 и 3 (фиг. 1). Ролики 42 установлены так, что при крайнем правом положении захвата 17, т.е, когда размер "а" (фиг. 5) равен кулю, ролик не касается листа 45;фиг. 10).
В корпусе 1 расположен также механизм
46 периодического провора вала, например, вала якоря тягового электродвигателя (фиг. 5), Механизм состоит из реверсивной обгонной муфты 47 и храпового механизма 48, содержащего храповик 49, собачку 50 (фиг. 6), толкатель 51 и рычаг 52. Обгонная муфта имеет наружную обойму 53 (фиг, 5), которая крепится к задней стенке 4 корпуса 1, внутреннюю обойму 54 и водило 55, жестко соединенное с храповиком 49. Во внутренней обойме
54 расположены подпружиненные штифты 56.
Между обоймами расположены ролики 57 и сегменты 58 водила 55, Внутренняя обойма 54 установлена на шлнцы приводного вала 30. От осевого смещения относительно корпуса обойма 54 удерживается шайбой 59 (фиг. 5) и гайками 60. Водило 55 и храповик 49 свободно посажены на обойму 54 и от осевого смещения фиксируются кольцом 61. К водилу 55 неподвижно прикреплены втулка 62 и маховик
63 ручного проворота.
В расточку маховика вставлено упорное кольцо 64, в которое заворачивается зажимной винт 65. Упорное кольцо с зажимным винтом служит для закрепления корпуса устройства на приводном валу 30 и воспринимает осевое усилие при работе. Чтобы при работе устройства не было больших потерь на трение между упорным кольцом и маховиком ручного проворота, вставлены шарики 66.
С храповнком 49 взаимодействует собачка
50 (фиг. 6). Собачка закреплена шарнирно через валик 67 (фиг. 11) на вилке 68, которая крепится неподвижно штифтом 69 к толкателю 51, К толкателю крепится также пружина 70 (фиг. 6), которая прижимает собачку к храповику.
Толкатель вставлен в кронштейны 71 и 72, которые прикреплены неподвижно к корпусу
3 7227 фиг. 5 „на фиг, 7 — 11эреэ Л-Л на фиг. 2; на фмг, 8 — разрез Е-Е на фмг. 2; на фиг. 9— разрез Ж-Ж на фмг. 5; на фиг, 10 — разрез
И-И фиг. 7; на фиг. 11 — разрез К-К на фиг. 6. 5
Корпус 1 устройства состоит иэ двух боковых стенок 2 и 3, задней стенки 4 и днища 5 м двух перегородок 6 и 7, сваренных между собой. К боковой стенке 3 приварен патрубок
8, который содержит подшипники 9. В подшипники вставлен направляющий вал 10 с рукояткой 11 на конце, На другом конце вал имеет резьбу для заворачивания в держатель 12 вала.
В корпусе смонтирован привод 13 возвратновращательного движения (фиг. 3). 15
Привод 13 содержит пневмоцилиндр 14, зубчатый сектор 15, зубчатое колесо 16 и плавающий захват 17 (фиг. 2), Захват 17 несет притираемую втулку 18 (например, тяговую шестерню локомотива) . Пневмоцилиндр крепит- 20 ся к боковой стенке 2 корпуса устройства.
Шток пневмоцилиндра валиком 19 соединен с хвостовиком зубчатого сектора 15. Зубчатый сектор установлен на валике 20 (фиг. 2), который является центром его поворота. На сек- 25 торе смонтирован упор 21. Захват 17 вставлен в окна перегородок 6 и 7. В расточку захвата 17 запрессованы подшипники 22. На наружной поверхности захвата установлена шпонка
23, которая служит для передачи вращения зО от зубчатого колеса 16. С одной стороны захват имеет цилиндрическую получашу 24, к которой шарнирно прикреплена получаша 25. Получаша 25 (фнг. 8) может поворачиваться на валике 26, с нижней получашей 24 она стянута откидным болтом 27. Лолучаши служат для зажима втулки 18. Чтобы втулка И не повреждалась, на внутренней поверхности получаш приклеены прокладки 28. С другой стороны захвата установлено упорное кольцо 29 (фиг. 2). 4о
Захват может перемещаться в окнах стенок
6 и 7 (фиг. 5) на величину (а + б), т.е. относительно корпуса он имеет осевой разбег. Разбег необходим для осевого отрыва и прижима втулки при работе устройства. 45
В подшипниках 22 (фиг, 2) захвата установлен приводной вал 30. С одной стороны при. водной вал имеет внутреннюю резьбу для наворачивания на реэьбовой конец конуса, установленного в держателе 12 притираемого вала 31. N
С другого конца вала 30 имеется ограничительная шайба 32. С этой стороны приводной вал выполнен шлицевым. В корпусе смонтирован .механизм 33 прижима втулки, Механизм состоит иэ пневмоцилиндра 34, двуплечевого вильчатого рычага 35 с прижим- ными роликами 36 (фиг. 7), Пневмоцилиндр 34 прикреплен к корпусу шарнирно валиком 37 (фиг. 2), а рычаг 35 — валиком 38. Шток 39
722743
5 устройства. Концы толкателя выполнены цилиндрическими. На одном из них установлена шпонка 73, предотврашаюшая поворот толкателя. Между кронштейном 72 и буртом 74 толкателя вставлена пружина 75, которая воэвраша- 5 ет толкатель к кронштейну 71, В толкатель запрессован штифт 76 с роликом 77, Через ролик рычаг 52 может перемещать толкатель вправо, в сторону кронштейна 72. При переме щении толкателя вправо собачка 50 поворачи- (о вает храповик 49 по часовой стрелке, при возвращении толкателя в исходное положение поворота храповика не происходит.
Для установки устройства на держатель вала к корпусу приварены проушины 78, 79 (фиг. 4), за которые зачаливают устройство.
Втулку 18 например шестерню, (фиг. 2) вставляют в получаши 24 и 25 и зажимают откидным болтом 27 (фиг. 8). Приводной вал 30 (фиг. 2) маховиком 63 ручного проворота рез- 20 кими рывкаМи наворачивают HR реэьбовой конец конуса притираемого вала 31, например вала якоря тягового электродвигателя. Так как вал имеет значительную массу, он при этом не вращается. При вращении маховика 63 по ча-д совой стрелке для заворачивания вращается жестко связанное с маховиком водило 55, которое сегментами 58 (фиг. 9) расклинивает ролики 57 и поворачивает обойму 54 реверсивной обгонной муфты 47, которая через шлицы зо поворачивает приводной вал 30. После того, как приводной вал 30 будет навернут на резьбовый конец конуса вала 31, вворачивают рукояткой 11 (фиг. 1) направляющий вач 10 в держатель 12, Таким образом, на двух валах устройство вместе с притираемой втулкой прикрепляют к узлу, выполняющему роль держателя притираеМого вала. Зля осушествлейия притирки на конический конец вала 31 наносят притироч- !о ный материал и втулку 18 маховиком 63 надвигают на вал.
При этом корпус устройства со всеми механизмами скользит по валам 30 и 10. Затем маховиком 63 поворачивают вал 31 по часовой 45 стрелке. Точно так же, как наворачивают вал
Ф
30. При этом притирочный материал распределяется равномерно по притираемым поверхностям. Затем корпус устройства отводится немноI
ro назад, чтобы между плавающим захватом 17 5п (фиг. 5) и стенками 6 и 7 были примерно одинаковые зазоры "а" и "б". В этом положении корпус стопорится на валу 30 зажимным винтом 65. Такое закрепление корпуса необходимо, чтобы плавающий захват 17 мог перемешаться в направлении подачи втулки, т.е. в направлении прижима, и в обратном направлении для отвода притира от притираемого вала 31.
Затем устройство включают в работу. Лля этого полают воздух в почостн цилиндра 14 (фиг. 3), шток которого. совершает возвратнопоступательное движение. При этом зубчатый сектор 15 и зубчатое колесо 16 совершают возвратно-вращательное движение. Колесо 16 передает это вращение через шпонку на плавающий захват 17 (фиг. 2), и сле TQBBTcJJbHo, втулке 18, зажатой в захвате. Одновременно воздух подается в пневмоцилиндр 34, который через рычаг 35 роликами 36 (фиг. 7) нажимает на поверхность Л (фиг, 2) плавающего захвата !7, прижимая втулку 18 к конусу вала 31.
При этом угол а1 (фиг. 7) возвратно-вращательного движения втулки 18 немного меньше о
180 . При возвратно-вращательном движении захвата 17 ролики 42 при повороте на угол
nq не соприкасаются с клиновыми упорами 43 (фнг. 10), а при повороте на угол — г, ролики наезжают на клиновые упоры и смешают захват 17 вместе с втулкой 18 в осевом направлении, обратном направлению прижима, т.е. производится отвод притираемой втулки от притираемого вала.
В процессе притирки вал 31 застопорен через реверсивную обгонную муфту 47.
При повороте зубчатого сектора 15 (фиг.3) против часовой стрелки в конце поворота упор
21 нажимает на конец рычага 52, который, поворачиваясь другим концом, упирается в ролик
77 (фиг. 6) и перемещает толкатель 51 вправо. При этом собачка 50 входит в зацепление с храповиком 49, обгонная муфта 47 расклинивается и поворачивает вал 30 и вместе с ним притираемый вал на небольшой угол. Происходит угловое смещение притираемых пОверхностей. Для осмотра притираемых поверхностей зажимной винт 65 отпускают. Корпус устройства вместе с притиром втулкой 18 смещают по валам 30 и 10 и производят осмотр, а также замену притирочного материала.
При применении предложенного устройства для притирки за счет периодического поворота притираемого вала производительность повышается в 2,5 раза и улучшается качество взаимно притертых деталей.
Формула изобретения
1. Устройство для взаимной притирки конических поверхностей вала и втулки, содержащее установленный на держателе вача с возможностью наладочного перемещения вдоль оси притираемых поверхностей корпус и закрепленные в корпусе механизмы осевого прижима и периодического отвода втулки и вала и привод возвратно-вращательного движения втулки, 722743 отличающееся тем,что, сцелью повышения производительности и качества притирки, оно снабжено механизмом периодического поворота вала, выполненным в виде храпового механизма, подвижный толкатель собачки которого кинематически связан с приводом возвратно-вращательного движения втулки, и реверсивной обгонной муфты, у которой наружная обойма неподвижно закреплена в корпусе, водило жестко связано с храповиком храпового механизма, а внутренняя обойма соединена с валом.
2, Устройствопоп. 1,отличающее с я тем, что оно снабжено приводом ручного наладочного вращения вала, выполненным в виде соединенной с водилом реверсивной обгонной муфты втулки и жестко закрепленного на ней маховика.
ИстоЧники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР N 327039, кл. В 24 В 23/00, 1973.
2. Авторское свидетельство СССР N 218б28, кл. В 23 F 19/02, 1965 (прототип).
72274.1,1- И риг. 10
Составитель .Н. Ермакова
Техред О. Андрейко
Корректор Г. Назарова
Редактор В. Дибобес
Тираж 943
ЦИИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Заказ 229/9
Подписное
Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4