Цепная моторная пила
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Союз Соаетскмк
Соцмапмстмческмк
Респубпми
О Il И С А Н И Е <,722760
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) До юлнительное к авт. свин-ву (22) Заявлено 01.03.78 (21) 2587826/29 — 15 с присоединением заявки Ж (23) Приоритет (5i)М. Кл.
В 27 В 17/10
F 16 0 43/18
В 23 0 57/02
Воударственный комитет
СССР де делам изобретений и открытий
Опубликовано 25.03.80. Бюллетень Рй 11
Дата опубликования описания 25.03.80 (53) УД К 634.0З62. .7:621.936.6 (088.8) (72) Авторы изобретения
H. С. Корелин, М. С. Башарин, Ю. А. Собянин и В. И. Легтярев
Машиностроительный завод им. Ф. Э. Лзержинского (7I) Заявитель (54) ЦЕПНАЯ МОТОРНАЯ ПИЛА
Изобретение может быть использовано в лесной и деревообрабатывающей промышленности при валке деревьев, их поперечной распиловке и особенно при обрезке сучьев.
Известна цепная моторная пила, включающая двигатель, кожух, рукоятки управления, установленную на валу двигателя центробежную муфту, выполненную в виде барабана, взаимодействующего с тормозным устройством-зажимной лентой (1).
Тормозное устройство предназначено для останова пильной цепи при обратном ударе. Выполнение тормозного устройства в виде ленты, взаимодействующей с центробежной муфтой в направлении, перпендикулярном к валу двигателя, вызывает большой изгибающий момент последнего, что способствует его излому. Кроме того, известное тормозное устройство имеет большую инерционность и, как следствие, обеспечивает торможение пильной цепи за сравнительно большое время.
Известна цепная моторная лила, содержащая двигатель, кожух с рукоятками управления, установленную на валу двигателя муфту, включатель двигателя и тормозное приспособление с поводком, предназначенное для останова пильной цепи во время обратного удара (2). Такая цепная моторная пила наиболее близка к изобретению по технической сущности и достигаемому результату.
Недостатком цепной моторной пилы является большое время торможения пильной цепи с момента возникновения опасности травмирования оператора движущейся пильной цепью до момента ее полной остановки из-эа сравнительно большой инерционности тормозного приспособления.
Uezb изобретения — повышение надежности останова пилы.
Это достигается тем, что тормозное приспособление выполнено в виде поворотного имеющего кольцевой паэ диска, который смонтирован на кожухе, и подпружиненного относительно кожуха стакана с выступами, каждый из которых имеет клиновое окно с карманом и расположен в кольцевом пазу диска, причем диск связан с поводком и снабжен штифтами, которые расположены в окнах, а внутренняя
3 7 поверхность стакана и наружная поверхность ведомой полумуфты выполнены конусными.
На фиг. 1 изображена предлагаемая пила, общий вид; на фиг. 2 — тормозное приспособление, разрез; на фиг. 3 дан разрез А-А на фиг. 2; на фиг. 4 — разрез Б — Б на фиг. 3 (при взведенном положении тормозного приспособления); на фиг. 5 — то же, при рабочем положении тормозного приспособления, 11епная моторная пила имеет двигатель 1, кожух 2, левую 3 и правую 4 рукоятки, направляющую шину 5 с пильной цепью 6 и тормозное приспособление 7. Иа валу 8 двигателя 1 установлены ведущая полумуфта и ведомая полумуфта 10 муфты 11. Наружная поверхность ведомой полумуфты 10 выполнена конусной. Тормозное приспособление 7 включает поворотный диск 12 и стакан 13, при этом
BoBopoTHblH диск 12 подвижно через подшипник 14, а стакан 13 через три цилиндрические . пружины 15 соединены с кожухом 2, который одновременно выполняет функцию отражателя опилок. Кроме того, поворотный диск 12 и стакан 13 функционально связаны между собой через штифты 16, установленные (ввернутые) в поворотный диск 12. Кожух 12 имеет направляющие каналы 17 для размещения пружин 15, окна 18 и гнездо для подшипника 14.
Поворотный диск 12 имеет выдвижной поводок 19, оканчивающийся петлей 20, которая обхватывает левую рукоятку 3 управления пилой. Поворотный диск 12 имеет круговой направляющий паз 21, резьбовые отверстия по количеству окон 18 для ввертывания штифтов 16, последние перекрывают направляющий паз 21. Стакан 13 имеет фрикционную коническую поверхность 22, выступы 23 с окнами
24, при этом каждое окно 24 имеет дуговой вырез 25 и наклонную поверхность 26, взаимо.действующую через штифты 16 с поворотным диском 12. Размещение выступов 23 в окнах
l8 фиксирует стакан 13 от осевого поворота от;носительно кожуха 2. Коническая поверхность 22 стакана 13 имеет фрикционное покры. тие и взаимодействует с ведомой полумуфтой
10, сообщающей движение пильной цепи 6.
Тормозное приспособление 7 соединено с контактами 27 выключателя (не показан) зажигания двигателя 1.
Цепная моторная пила работает следующим образом.
В исходном положении поворотный диск 12 повернут так, что петля 20 приближена к левой рукоятке 3 на минимально возможное расстояние и обхватывает ее. При таком положении поворотного диска 12 стакан 13 не касается своей конической поверхностью 22 ведомой полумуфты 10 и удерживается штифтами 16 через дутовой вырез 25 во взведенном
22760 4
40
$0
5
25 состоянии, т.е. максимально приближен к кожуху 2. При возникновении опасности травмирования оператора, т.е. если пила пойдет на оператора или рука оператора выпустит левую рукоятку 3 от броска пилы, рука действует на петлю 20 поводка 19, который поворачивает диск 12 по часовой стрелке, контакт 27 зажигания двигателя 1 размыкается. Затем при дальнейшем повороте диска 12 штифты 16 выходят иэ зацепления с дуговыми вырезами
25 окон 24, стакан 13 под действием пружин
IS соприкасается своей конической поверх: ностью 22 с ведомой полумуфтой 10 и быстро останавливает ее, а с ней и движение пильной цепи 6 по направляющей шине 5. Зля взведения устройства поводок 19 через петлю 20 подается усилием руки по направлению к левой рукоятке до отказа, при этом штифты 16 скользят по наклонным поверхностям 26 в окнах 24, перемешают стакан 13 вдоль оси к кожуху 2 и пружины 15 сжимаются, Как только штифты 16 войдут в дуговые вырезы 25, стакан 13 устанавливается во взведенное строго фиксированное положение.
Уменьшение инерционности тормозного приспособления цепной моторной пилы за счет применения в устройстве стакана с конической поверхностью способствует сокращению времени торможения пильной цепи и остановке двигателя. Стакан тормозит ведомую полумуфту, а с ней и пильную цепь с силой трения, увеличивающейся даже при уменьшении скорости вращения соприкасающихся поверхностей. Плавная и равномерно нарастаюгцая нагрузка на вал двигателя, направленная по его оси, исключает возникновение изгибающего момента на нем и разрушение вследствии этого механизмов пилы.
Формула изобретения
11епная моторная пила, включающая двигатель, кожух с рукОятками управления, установленную на валу двигателя муфту, выключатель двигателя и тормозное приспособление с поводком, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности останова пилы, тормозное приспособление выполнено в виде поворотного имеющего круговой паэ диска, который смонтирован на кожухе, и подпружиненного относительно кожуха стакана с выступами, каждый из которых имеет клиновое окно с карманом и расположен в кольцевом пазу диска, причем диск связан с поводком и снабжен штифтами, которые расположены в окнах, а внутренняя поверхность стакана и на5 ружная поверхность веломой полумуфты выполнены конусными.
Источники информации, принятые во внимание при экспертиэе
722760
1. Патент СШЛ N" 3934345, кл. В 23 О 57/02, 1976.
2. Патент СССР N 358814,кл. В 27 В 17/10, 1970.
722760
15 г д РФ
/б
Составитель И. Карболки
Техред О.Андрейко
Корректор М. Вигула
Редактор Т. Смирнова
Филиал ППП "Патент", r, Ужгород, ул. Проектная,4
Заказ 233/10 Тираж 559 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5