Складной кольцевой каркас
Иллюстрации
Показать всеРеферат
< 723064
Союз Советскии
Социалистическик
Республик
ОП ИСАНИ Е
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид- ву— (22) Заявлено 31.03.78 (21) 2597454/29-33 (51) М. Кл, Е 04 В 1/32 с присоединением заявки №вЂ”
Е 04 В 1/343
Гоо деротееииый комитет
СССР (23) Приоритет—
Опубликовано 25.03.80. Бюллетень №11
Дата опубликования описания 05.04.80 до делам изобретений и открытий (53) УДК 624.016..7 (088.8) (72) Авторы изобретения
Б. Г. Мухин, А. В. Киселев, Ю. И. Зайцев, В. И. Патычук и И. А. Абдурахманов
Ордена Трудового Красного Знамени центральный научноисследовательский и проектный институт строительных металлоконструкций (71) Заявитель.I в (54) СКЛАДНОЙ КОЛЬЦЕВОЙ КАРК
Изобретение относится к строительству и может быть использовано в конструкциях складных каркасов зданий различного назначения.
Известны складные каркасы сетчатых оболочек в форме гиперболического параболоида, выполненные в виде сетки из шарнирно соединенных между собой гибких неразрезных стержней (1) .
Недостаток известного решения в необходимости крепления к жесткому контуру, а также низкая жесткость каркаса вследствие изгиба стержней в двух плоскостях.
Известны складные каркасы, включающие стержни, образующие кольцевой каркас, а также диагональные разъемные связи, соединяющие верхние узлы с нижними и жестко прикрепленные к стержням (2).
Недостатком известного решения является затруднительность устройства проходов, а также проемов различного назначения.
Цель изобретения — повышение эксплуата» ционных качеств каркаса без увеличения его длины в сложенном состоянии.
Поставленная цель достигается тем, что в складном кольцевом каркасе, составленном из шарнирно соединенных между собой
2 стержней, образующих четырехугольные ячейки, и связей, соединяющих верхние узлы каркаса с нижними, связи выполнены в виде опор длиной, превышающей диагональ ячейки, и соединены шарнирно неподвижно с верхними узлами с помощью цилиндрических шарниров, оси которых расположены по касательным к окружности, описанной вокруг верхних узлов каркаса, а с нижними узлами — шарнирно подвижно, причем оси цилиндрических шарниров ниж10 них узлов параллельны осям шарниров верхних узлов.
В местах примыкания связей к нижним узлам каркаса могут быть смонтированы фиксаторы, например, эксцентрикового типа., ограничивающие перемещение узлов каркаса вдоль связей и придающие каркасу необходимую жесткость.
На фиг. 1 схематически изображен каркас, вид сбоку; на фиг. 2 — то же, вид в плане; на фиг. 3 — узел 1 на фиг. 1, вид сбоку; на фиг. 4 — вид по стрелке А на фиг. 3; на фиг. 5 — разрез  — В на фиг. 4; на фиг. 6 — узел 11 на фиг. 1, вид сбоку; на фиг. 7 — вид каркаса в сложенном
723064
Формула изобретения состоянии, вид сбоку; на фиг. 8 — то же, в плане.
Складной каркас 1 включает кольцевой фрагмент 2 из шарнирно соединенных по концам и по длине между собой стержней
3, образующих четырехугольные ячейки 4, и связей 5, соединяющих верхние узлы с нижними, выполненными в виде опор, длиной, превышающей диагональ ячейки. Связи 5 соединены шарнирно неподвижно с верхними узлами 6 с помощью цилиндрич еских шарниров 7, оси которых располо9 жены по касательным 8 к окружности описанной вокруг верхних узлов. Соединение связей 5 с нижними узлами 10 каркаса выполняется шарнирно подвижным, оси
11 шарниров 12 параллельны осям шарниров 7. В местах примыкания связей 5 к нижним узлам 10 имеются фиксаторы 13, например эксцентрикового типа, которые с помощью эксцентриков 14 ограничивают перемещение нижних узлов 10 каркаса вдоль связей .5.
Поскольку длина связей превышает длину диагонали ячейки, становится возможным поднять каркас выше и устраивать различного рода проходы и проемы, не нарушая схемы каркаса. Благодаря тому, что длина связей может при этом не превышать длины стержней, длина сложенного каркаса не увеличивается. Складывание каркаса происходит после ослабления фиксаторов за счет движения элементов каркаса к его центру. За счет шарнирно подвижного соединения внизу и шарнирно неподвижного поверху, каркас складывается вместе с диагональными связями. При этом последние являются направляющими для нижних узлов каркаса.
Благодаря увеличению длины связей, изменению схемы каркаса повышаются его эксплуатационные качества, что расширяет возможность для применения таких каркасов в строительной практике.
1. Складной кольцевой каркас, содержащий шарнирно соединенные между собой фр по концам или по длине стержни, образующие четырехугольные ячейки, и связи, соединяющие верхние узлы каркаса с нижними, отличающийся тем, что, с целью повышения эксплуатационных качеств каркаса без увеличения его длины в сложенном сос1 тоянии, связи выполнены в виде опор с длиной, превышающей длину диагонали ячейки, и соединены с верхними узлами шарнирно неподвижно цилиндрическими шарнирами, оси которых расположены по зе касательным к окружности, описанной вокруг верхних узлов каркаса, а с нижними узлами — шарнирно подвижно, причем оси шарниров нижних узлов параллельны осям шарниров верхних узлов.
2. Складной кольцевой каркас по п. 1, отличающийся тем, что, с целью ограничения перемещения нижних узлов каркаса вдоль связей, последние снабжены фиксаторами.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1, Патент США № 3092932, кл. 52 — 80, 1963.
2. Авторское свидетельство по заявке № 2499372/29-33, Е 04 В 1/343, 1977, (прототип).
723064 Г 7
Составитель Е. Чернявская
Редактор О. Колесникова Техред К. Шуфрич Корректор М. Вигула
Заказ 525/8 Тирааг 772 Поднвсное
ЦНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Физиял ППП <Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4