Сборная железобетонная обделка тоннеля
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик (u)723156 (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 3006,78 (21) 2636371/22-03 с присоединением заявки ¹(23) Приоритет—
Опубликовано 250380, Бюллетень ¹ 11 (51)У. (л.
Е 21 0 11/08
Государственный комитет
СССР по делам изобретений и открытий (53) УДК 622. 281.5 (.088. 8) Дата опубликования описания 2503.80 (72) Авторы изобретения
JI.Ñ.Ü4åíäèKîâ и Л.Г.ШустРова
Все союз ный н аучно-и сследов атель ский институт транспортного строительства (71) Заявитель (54) СБОРНАЯ ЖЕЛЕЗОБЕТОННАЯ ОБДЕЛКА
ТОННЕЛЯ
Изобретение относится к подземному строительству и предназначено для тоннелей кругового очертания.
Известны сборные железобетоийые обделки тоннелей с плоскими стыками блоков (1).
Однако возведение известных обделок при наличии болтовых связей весьма трудоемко, а при их отсутстЬии — трещины в стыках раскрываются под влиянием изгибающих моментов.
Известны сборные железобетонные обделки тоннелей с цилиндрическими стыками„ включающие нормальные, лотковый и замковый блоки (2) .
Цилиндрические стыки, образуя шарниры, позволяют обеспечить центральную передачу усилий .и избежать изгибающих моментов в стыках.
Однако в известных сборных железобетонных обделках замковый блок недостаточно трещиностоек, что снижает общую несущую способность и водонепроницаемость обделки.
Цель изобретения — повышение несущей способности обделки.
Поставленная цель достигается тем, что замковый блок имеет в поперечном сечении форму двояковыпуклой линзы, большая ось которой расположена перпендикулярнО нейтральной оси обделки с выступом прямо-. угольного сечения со стороны, обращенной внутрь тоннеля. Кроме того, замковый блок выполнен в металлической обойме.
На фиг.1 показана .сборная железобетонная обделка с цилиндрическими стыками при использовании ее в качестве необжатой обделки; на фиг.2 — обделка из тех же блоков, кроме лоткового, используемая при обжатии в породу; на фиг.3 — поперечное сечение замкового бхюка.
Сборная железобетонная обделка состоит иэ нескольких нормальных блоков 1 с одним выпуклым и одним вогнутым торцом, одного цельного 2 или Разъемного 3 лоткового блока с двумя вогнутыми торцами и замкового блока 4. При использовании обделки в качестве обжатой в породу замковый блок 4 устанавливают рядом с лотковым блоком Зу.обжатие обделки из лотка производят домкратом 5, Для обделок беэ обжатия в породу замковый блок 4 устанавливают, как обычно, в обделки.
723156
Фиг.2
ЦНИИПИ
Тираж 626
Зак аз 386/2
Подписное фиг. 3
Замковый блок, цельный или вклю= чающий 2-3 элемента, состоит из заполненной бетоном 6 металлической обоймы 7, имеющей в поперечном сечении форму двояковыпуклой линзы.
Для обеспечения чеканки швов продольный торец замкового блока, выходящий внутрь тоннеля, выполняется в виде выступа 8 прямоугольного сечения. Металлическая обойма 7 изготавливается штампованием из отрезка трубы или металлического листа (Co сваркой шва).
При использовании предлагаемой обделки в качестве обжатой в породу разъемный лотковый блок 3 изготавливается в той же .форме, что и цельНый блок 2, с установкой вкладышей.
Применение предлагаемой обделки позволяет более полно использовать ее несущую способность, поскольку форма замкового блока с малым размером по нейтральной оси и наличие обоймы обеспечивают эффективное восприятие поперечных растягивающих напряжений.
Формула изобретения
1. Сборная железобетонная обдел ка тоннеля с цилиндрическими стыками, включающая нормальные, лотковый и замковый блоки, о т л и ч а ю щ а
5 я с я тем, что, с целью повышения, несущей способности, замковый блок имеет в поперечном сечении форму двояковыпуклой линзы, большая ось которой расположена перпендикулярно
)9 нейтральной оси обделки с выступом прямоугольного сечения со стороны, обращенной внутрь тоннеля.
2. ббделка тоннеля по п. 1, отличающаяся тем, что замковый блок выполнен в металлической обойме.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1 ° Волков B.Ï. Тоннели и метрополитены. - М. Транспорт," 1975,с.261. 2. Лимайов Ю.А. Метрополитены.
М. Транспорт",1971, с.47 (прототип) .
Филиал ППП Патент, г. Ужгород, ул. Проектная,4