Узел крепления рабочего колеса на валу турбомашины
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Союз СОветскик
Социалистическик
Республик
«»723193 (61) Дополнительное к авт. сеид-ву 9 499410 (51)М. Кл.
F 01 D 25/24
F 01 D 5/02
F 25 В 11/ОС (22) Заявлено 230878 (21) 2659780/24-06 с присоединением заявки ¹ (23) Приоритет
Государственный комитет
СССР по делам изобретений и открытий
Опубликовано 250380. Бюллетень № 11 (53) УДК 621,515. .002.73(088 8) Дата опубликования описания 250380 (72) Авторы изобретения
N.Â. Адлер и О.В. Никулина (71) Заявитель (54) УЗЕЛ КРЕПЛЕНИЯ РАБОЧЕГО КОЛЕСА
НР ВАЛУ ТУРБОМАШИНН
Изобретение относится к области турбостроения и, в частности к креплениям на валу быстровращающихся рабочих колес турбомашин.
По авт. св. 9 499410 известен узел крепления рабочего колеса на валу турбомашины, преимущественно холодильной, содержащий цилиндрическую втулку с буртом, размещенную между ступицей колеса и валом, на внутренней поверхности которой выполнена радиальная выточка, образующая по крадм втулки посадочные выступы, торцовые поверхности которых имеют криволинейную форму, например сфери- 15 ческую или коническую, а между ступицей колеса и буртом втулки выполнен осевой зазор, уменьшающийся при затягивании гайки с получением под действием изгибающих моментов плот- 20 ного контакта втулки со ступицей и валом
Однако в такой конструкции узла крепления втулка в основном деформируется в сторону ступицы колеса и не обеспечивает плотноГо соединения с валом, что снижает надежность крепления.
Цель изобретения — повышение надежности крепления. 30
Это достигается тем, что узел снабжен распорным кольцом и дополнительной цилиндрической втулкой, на наружной поверхности которой выполнена радиальная выточка, а торцы имеют криволинейную форму и опорные пояски, причем кольцо установлено между втулками.
На чертеже показан узел крепления, продольный разрез.
На валу 1 установлены цилиндрические втулки 2 и 3 с радиальными выточками, выполненными на внутренней и наружной поверхностях, и распорное кольцо 4, установленное между ними.
Торцы 5 цилиндрических втулок 2 и 3 имеют криволинейную форму и опорные пояски 6. Весь узел крепления стягивается нажимной гайкой 7.
Между ступицей диска 8 и нажимной гайкой 7 предусмотрен осевой зазор.
При затягивании гайки 7 этот зазор выбирается, втулка 2 деформируется в сторону диска, передавая осевое усилие через распорное кольцо 4 на втулку 3, которая, в свою очередь, деформируется в сторону вала 1. Криволинейная форма торцов 5 и наличие опорных поясков 6 обеспечивают при затягивании гайки 7 равномерное рас3
Составитель С. Гуров
Техред Э,Чужих
Корректор,М. Шароши
Редактор О. Стенина
Заказ 388/23 Тираж 583 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета СССР по делаМ изобретений и открытий
113035, Москва, Я-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП Патент > r. Ужгород, ул. Проектная, 4
72319 пределение изгибающих моментов по окружности цилиндрических втулок 2 и 3
Такое выполнение узла крепления обеспечивает плотное соединение диска рабочего колеса с валом и, тем самым, повышает надежность.
Формула изобретения
Узел крепления .рабочего колеса на валу турбомашииы по авт. св. 9 499410, отли чающий с я тем,что, 1 целью повышения надежности, узел набжен распорным кольцом и дополнительной цилиндрической втулкой, на наружной поверхности которой выполнена радиальная выточка, а торцы имеют криволинейную форму и опорные пояски, причем кольцо установлено между втулками.